Театровед Натэлла Захаровна Башинджагян (14.08.1932 – 12.02.2023) принадлежала к легендарному поколению искусствоведов-полонистов, профессиональный путь которых начался в эпоху оттепели. Они сделали достоянием русскоязычной науки исторические явления, прежде неведомые, и открыли соотечественникам главные имена новейшего искусства Польши – страны близкой нам и одновременно далекой. В те годы колыбелью для целого ряда критиков и историков искусства, в…
Monthly Archives: Февраль 2023
Фестивали
Общество последнего спектакля
by Алена КАРАСЬ •
В новой программе «Мастер» фестиваль «Золотая Маска» показал в Москве недавнюю премьеру МДТ–Театра Европы «Чайка» в постановке Льва Додина. Нынешняя «Чайка», «сочинение для сцены Льва Додина по мотивам пьесы А.П.Чехова», заставляет вспомнить не столько о его спектакле 2002 года, сколько о тех резких жестах по отношению к классическим текстам, которые режиссер осуществил за прошедшие с…
От первого лица
София СЛИВИНА: «Театр нужен, особенно сейчас»
by Наталья ВИТВИЦКАЯ •
София Сливина служит в МТЮЗе больше 10 лет и на отсутствие ролей не жалуется. Мало кому из молодых актрис повезло так, как ей – она занята в половине репертуара, играет Катю в “С любимыми не расставайтесь” Генриетты Яновской, Мэгги в “Кошке на раскаленной крыше” Камы Гинкаса, Марию Стюарт у Петра Шерешевского (за эту роль Сливина…
После премьеры
И снился мне Кальдерон
by Видас СИЛЮНАС •
Деклан Доннеллан принял приглашение поработать в Мадриде с Национальной труппой Классического театра, обязанной в ответ на надежное государственное финансирование играть только весьма древних авторов. Положение и комфортное, и сложное, поскольку нет гарантий, что какой-нибудь старинный текст откликнется на злобу дня лучше современного. К тому же прославившийся актуальными решениями английский мэтр выбрал драму “Жизнь есть сон”,…
После кинопремьеры
Время печали еще не пришло
by Жанна СЕРГЕЕВА •
“Клипмейкеры”. Режиссер Григорий Константинопольский. “Клипмейкеры” Григория Константинопольского в первую очередь дарят радость узнавания – хочется показывать в экран пальцем, хихикать и повторять: “Да, да, все так и было!” Начинается это с самых первых кадров, с небольшой сцены на заснеженном импровизированном рынке – одни люди что-то продают с рук, другие люди бродят вокруг, и между ними…
После премьеры
Время и стекло
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
В лондонском Национальном театре играют “Федру” – пьесу режиссер Саймон Стоун написал сам, основываясь (по его же словам) на текстах Еврипида, Сенеки и Расина – их роднит не последовательность событий, но мрачный дух вырвавшейся из повиновения страсти. Стоун основательно изменил сюжет, не сохранив даже имена. На ужин собирается семья: Федра/Хелен – успешная женщина около пятидесяти,…
После премьеры
И радости встреч, и горечь разлук
by Мария ЧЕРНОВА •
Все начинается в аэропорту и заканчивается там же. Морозным январским утром встречает блудную дочь Анну отец – генерал-майор Василий Иванович Бочажок при полном параде, подъехав на служебной “Волге” аж к взлетно-посадочной полосе. Тоскливым и слякотным февральским вечером, уже подавший рапорт об отставке и резко постаревший, он прощается, вероятно навсегда, с дочерью и внуком в зале…
Событие
Знакомства и ожидания
by Дмитрий АБАУЛИН •
Двумя главными оперными событиями января в Москве оказались не премьеры, а концертные исполнения. У подобной формы существования оперного жанра есть достаточно ценителей, готовых разыгрывать спектакли в своем воображении либо просто наслаждаться музыкой без режиссерской нагрузки. Концертные исполнения опер привлекают, как правило, либо возможностью познакомиться с новыми или редко звучащими сочинениями, либо шансом услышать популярных певцов…
Театр и дети
Утреннее братство
by Катерина АНТОНОВА •
23 января в РАМТе прошли финальные показы эскизов образовательного проекта «Мастерская инсценирования: большая литература для большой сцены», над которым театр в сотрудничестве с Литературным институтом имени Горького работал три месяца. Под руководством драматурга и сценариста Натальи Скороход и куратора, неутомимой Милы Деневой, творческие тандемы драматургов и режиссеров создавали инсценировки по художественной прозе, киносценариям или биографическим…
Лента памяти
Приватное мнение
by Наталья БАЛАТОВА •
Сезон 1910/1911 годов вошел в историю Художественного театра как сезон Вл.И.Немировича-Данченко. К.С.Станиславский, проводя летний отпуск в Кисловодске, заболел тифом, осложнившимся воспалением легких, и не сумел вернуться к началу сезона. “Гамлет”, готовившийся Станиславским вместе с английской знаменитостью режиссером и художником Гордоном Крэгом, не мог быть выпущен, на замену ему Немирович-Данченко подготовил масштабных “Братьев Карамазовых” – в…