Без розовых очков

Фото А.ГРЕБЛЯУСКАЙТЕ

Фото А.ГРЕБЛЯУСКАЙТЕ

Московский театр кукол выпустил первый в своей более чем 90-летней истории мюзикл и сорвал джек-пот сразу по нескольким причинам, главная из которых звучит максимально просто: это хороший спектакль для детей, где и взрослые не томятся.

Создатели спектакля не пытались делать вид, что их мюзикл соответствует лакшери-стандартам индустрии, принятым сегодня. Нет. Это шершавый, ламповый, домотканый музыкальный спектакль, исполненный артистами театра кукол, которые пока еще не очень умеют петь, но со временем научатся. Пока же это придает некий своеобразный шарм всему происходящему. Спектакль поставлен художниками, до страсти влюбленными в кукол, знающими их как самих себя и относящимися к ним (как и к себе) с изрядной долей юмора, если не сарказма. Поэтому их мюзикл по мотивам сказочной повести Сельмы Лагерлёф “Путешествие Нильса с дикими гусями” пронизан иронией в той же степени, как и романтикой – беззастенчивой и щемящей. Создатели спектакля – режиссер Наталья Пахомова, композитор Иван Болгов, драматург Алексей Гончаренко, автор текстов песен Нина Малыгина и художница Любовь Болдырева.

Дети следят за историей взросления Нильса (Сергей Арбузов), поначалу взбалмошного балбеса, интересы которого сводятся к “не хочу учиться – хочу болтаться”, а в финале ершистого, сумрачного юноши, свои решения принимающего честно, а потому трудно. Это спектакль про границы свободы и про ответственность: за других и за себя. Про то, что все имеет свою цену: предательство, в том числе себя, трусость, но и храбрость, верность слову.

История здесь рассказана без “розовых очков”: слащавости нет ни в общей интонации, ни в инсценировке, ни в актерском исполнении. Артисты работают настолько остро и гротескно, что иногда кажется, что куклы в их руках – излишняя иллюстрация. Но только не в сцене, в которой Нильс и гуси прилетают в город. Он проступает сначала отдельными, очень милыми домиками, а потом из них собираются две статуи: огромный, выше человеческого роста, памятник основателю города (он будет гнаться за Нильсом, смешно передвигаясь по сцене на колесиках) и деревянный мальчик, что спасет мальчика живого. Здесь возникает игра масштабов, работает разность фактур.

Постановщики, располагающие большой по меркам театра кукол – и крошечной по стандартам музыкального театра – сценой, выстроили на ней двух-этажную конструкцию из металла. На нижнем ярусе помещаются огромные вентиляторы, ставшие здесь похожими на музыкальные инструменты. При определенном освещении (художник по свету – Александр Рязанцев) они отблескивают металлическими боками, совсем как ударная установка в оркестре. На верхнем ярусе обитают артисты, использующие эту конструкцию как акробатический станок: на нее взлетают, влезают, вползают, на нее приземляются пернатые персонажи, которых в этой сказке, само собой, много. Стоя на ней, стая гусей “летит”, и полукруглые рукава-крылья, расписанные перьями, развеваются под одну из самых удачных музыкальных тем Ивана Болгова, тему полета – лейтмотива спектакля. Оттуда же, с верхнего яруса, глядя на Нильса, стоящего на авансцене, Акка из Кебнекайсе (Марина Мухаева) поет в финале арию, попадающую в сердце всем матерям подросших мальчиков – про то, что они взрослеют и уходят, и их надо отпустить. И о том, как это хорошо и грустно.

Пронзительность, с которой рассказана история Нильса, гусей и тех, кого они встречают, – обезоруживает. Здесь Гусь Мортен (Иван Федосеев) и Гусыня Дунфин-Пушинка (Анна Федосеева) – полненькие, уже совсем не юные, битые жизнью – влюбляются с первого взгляда и поют лирический дуэт про счастье нежданного обретения друг друга. И когда Гусь поднимает Гусыню на руки, зал взрывается аплодисментами – столько в этом нежности и юмора. Здесь писатель, отдавший только что законченную рукопись на прочтение другу, мучается от сознания собственной бездарности – и ровно в этот момент у него, стоящего в луче света, за спиной возникают крылья, как в театре теней. Здесь Ворон-Домовой (Антон Чалыш) язвителен, жалок и трогателен, как Мистер Бин Роуэна Аткинсона.

Роман взросления получился в Московском театре кукол хитовым мюзиклом. Здесь не поет только главный герой, и в этом концептуальном решении есть и чисто театральный юмор, и художественный смысл: Нильс отличается от всех других персонажей, действует по-своему, не подчиняется общим правилам.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 6 за 2024 год.