Утреннее братство

Сцена из эскиза «Томасина». Фото М.МОИСЕЕВОЙ

Сцена из эскиза «Томасина». Фото М.МОИСЕЕВОЙ

23 января в РАМТе прошли финальные показы эскизов образовательного проекта «Мастерская инсценирования: большая литература для большой сцены», над которым театр в сотрудничестве с Литературным институтом имени Горького работал три месяца. Под руководством драматурга и сценариста Натальи Скороход и куратора, неутомимой Милы Деневой, творческие тандемы драматургов и режиссеров создавали инсценировки по художественной прозе, киносценариям или биографическим материалам, чтобы, как написано в буклете программы, «обновлять утренний репертуар большой сцены спектаклями для аудитории 6+».

За день было показано четыре эскиза: «Ленинградские сказки» (драматург Мария Малухина, режиссер Филипп Гуревич), «Королевство кривых зеркал» (Мария Огнева – Тимур Шарафутдинов), «Томасина» (Оля Потапова – Аля Ловянникова) и «Битвы по средам (Полина Коротыч – Иван Пачин).

Именно эти работы были отобраны театром как самые перспективные из пятидесяти замыслов, участвовавших в проекте. Правда, заявленной цели соответствовал, как показалось, лишь один – «Томасина» по повести Пола Гэллико. Этот эскиз и вызвал наиболее живой отклик аудитории, особенно целевой – детей, рассаженных на подушках перед первым рядом. После каждого показа проходило обсуждение, во время него создатели могли рассказать, что они задумывали, а публика – дать «обратную связь»: что получилось, что было понятно, что зацепило, что нет. Вела обсуждения Мила Денева, у которой это получалось тактично, умно и с большим юмором.

В «Томасине», истории о животных и людях, поведанной кошкой Томасиной в исполнении Марии Рыщенковой, внятно были представлены и режиссерская концепция, и сюжет, и атмосфера действия, и решения ролей, словом, все составляющие будущего спектакля. И все это произвело впечатление продуманной, выношенной истории, создающейся не столько «под заказ» (хотя понятно, что без «Мастерской инсценирования» с ее точным запросом театра на спектакль для большой сцены она бы, возможно, не возникла), а по велению души. Что, вероятно, и дало эскизу пульс настоящей жизни, энергию и сценическую достоверность (а также юмор и сентиментальность без слащавости), вызвавшие неподдельную заинтересованность зрителей-детей.

«Ленинградские сказки» Малухиной–Гуревича оказались ориентированы на более взрослую аудиторию, условно, 10, а то и 12+, и вряд ли годятся для «утренника». Однако уже в эскизе виден высокий художественный уровень сценического замысла, так что естественно представить себе будущий спектакль в афише театра как вечерний. Этот эскиз сделан по одной из главных современных подростковых книг, посвященной тяжелейшим временам нашей недавней истории – большому террору, блокаде Ленинграда, Второй мировой войне – через историю детей одной семьи. Гуревич снова (как и в рамтовской «Василиссе») работает в черно-белой гамме, вылепливает на сцене яркие метафоричные образы, уводит артистов в гротесковую пластику и манеру игры, чем добивается сильного художественного впечатления, соединяя сценическую условность и психологизм. И сама тема страшных страниц истории нашей страны, поднятая в книге Юлии Яковлевой, и режиссерское ее прочтение, обозначенное в эскизе, – кажутся своевременными и точными по отношению к сегодняшнему дню, к современным подросткам, с которыми обязательно нужно говорить про то, какой бывает жизнь и как оставаться человеком, справляясь с ней.

«Битвы по средам» Полины Коротыч – Ивана Пачина, показанные в этот день последними, как и «Королевство кривых зеркал» Марии Огневой – Тимура Шарафутдинова, при всей известности их создателей, давно зарекомендовавших себя мастерами именно в области театра для детей и подростков, показались менее внятными и сценически интересными, хотя поднятые в них проблемы актуальны как никогда. Особенно это касается «Битв по средам» по повести Гэри Шмидта – о том, как подросток, благодаря чтению «Бури» Шекспира, находит свой путь в мире растерянных, беспомощных и изолгавшихся взрослых – в Америке 1960-х, ведущей войну во Вьетнаме.

РАМТ – из тех немногих театров, которые щедро делятся своим опытом. Вот и у «Мастерской инсценирования» одна из задач, как сформулировал перед зрителями Алексей Бородин, – распространять свои открытия, поддерживать братство молодежных театров. Поэтому все видео презентаций замыслов, родившихся внутри «Мастерской», и финальных показов планируется выложить в открытый доступ. «Рады будем увидеть эти замыслы реализованными на сценах близких нам по духу театров», – говорит Бородин. Прочитать получившиеся пьесы можно будет после 1 марта 2023 года на сайте театра.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 3-4 за 2023 год.