Monthly Archives: Октябрь 2022

Если звезды зажигают

Юбилей театра – странная вещь, если присмотреться. 29 октября Московский академический театр имени Владимира Маяковского отмечает свое столетие. Это факт. Между тем имя поэта (что все-таки лучше, чем Ленинский комсомол или Московский городской совет), хоть и вне какой-либо значимой связи с ним, этот театр носит с 1954 года, до того успев переименоваться дважды. Спектакли же…

Жена Качалова

Нина Литовцева. 1921

Продолжаем публикацию текста Марии Игнатьевой об актрисе Нине Литовцевой (начало см. в №№ 17–19 за 2022 год). Часть четвертая – “В Москву, в Москву…”. Первое “зарубежное” действо в жизни будущих скитальцев было сыграно за несколько лет до того лета 1919 года, когда гастролирующая в Харькове группа Качалова, как их стали называть, была отрезана от большевистской…

Епиходов, влюбленный в театр

Алексей Прокофьев

В книге “Художественный театр. После революции. Дневники и записи. Федор Михальский. 1920–1924. Алексей Гаврилов. 1927– 1932” (М.: АРТ, 2020) есть предисловие Алексея Бартошевича. В этом тексте он рассуждает о том, что значило в прежние годы – быть человеком Художественного театра. “Они стояли на страже театра, они служили театру с той же беззаветной преданностью, что и…

Кроткая

“Пассажиры ночи”. Режиссер Микаэль Херс. Говорят, что при тревоге и плохом самочувствии может помочь наблюдение за рекой – если посидеть на берегу и посмотреть, как мимо бежит вода, то физическая и душевная боль уменьшится, затихнет. У фильма “Пассажиры ночи” есть схожее утешительное свойство – в нем много медленного движения. Камера подолгу следит за тем, как…

Шпрух на память

Фото А.ПОЛЯЧЕКА

Проект «Семейная реликвия», организованный Международным союзом немецкой культуры в сотрудничестве с Детской документальной театральной лабораторией режиссера Марфы Горвиц, собрал в начале сентября подростков из разных городов страны – Петербурга и Томска, Краснодара и Абакана, Казани и Бийска. Все они родом из семей русских (советских) немцев и каждый привез в Москву рассказ о своих бабушках и…

Юрий ПОГРЕБНИЧКО: «Театр – это электричество»

Фото А.ИВАНИШИНА

Не только театр “Около дома Станиславского”, но и возглавляющий его Юрий Николаевич Погребничко – явление беспрецедентное. И взять “обычное” интервью у него попросту невозможно. Он не любит отвечать на вопросы и не верит в то, что кто-то кем-то по-настоящему может быть понят. Однако знакомство с внутренним миром этого режиссера, его личностью и театральным мировоззрением ценно…

История не учит

Сцена из спектакля “Полная иллюминация”. Фото Л.ПАВЛОВОЙ

В прошлом сезоне название московского театра “Шалом” вернулось из забвения – благодаря приходу нового художественного руководителя. Олег Липовецкий принялся строить театр буквально с нуля. Пока здание ремонтируется, театр играет на площадке Музея Высоцкого на Таганке, и эта камерная сцена уже стала местом притяжения зрителей, как когда-то во времена ЦДР. Рождение нового, живого и интересного в…

Двадцать шесть минут одиннадцатого

Фото Е.ЛАПИНОЙ

Начистоту: зачем вообще сейчас ставить эту пьесу Освальда Заградника? Она – шедевр мировой литературы с бенефисными ролями, способный стать украшением афиши любого театра? Только для выполнения конкретной задачи – занять в репертуаре актеров старшего поколения? А другой драматургии для этих целей за пятьдесят лет не появилось? В бесконечной веренице вековых юбилеев московских театров подходит очередь…

В большой беде

Фото предоставлено пресс-службой театра

Денис Азаров поставил рассказ Исаака Бабеля “Поцелуй” из “Конармии” как театральную поэму, где свет Ивана Виноградова переплетается с пластикой Анны Закусовой в мастерских режиссерских рифмах, а пространство Николая Симонова напоено чувствами до предела. Актеры в этом спектакле подробны, психологически точны, слиты со своими героями – в одних эпизодах. В других – отстранены и кажутся символами:…

Крайний север – дальний юг

Кадр из фильма “2000 песен Фариды”

Очаги этнического кино Сергей Анашкин – кинокритик, киновед, исследователь мало изведанных кинематографических территорий, о которых далеко не все решаются писать. Изучает трепетно, кропотливо, подробно, искусно кино тайское, якутское, иранское, индийское, кино Бангладеш, Шри-Ланки. Он в каком-то смысле археолог – глубоко копает и находит сокровища. Этот сборник статей Сергея Анашкина об этническом кино еще не вышел.…