
Сцена из спектакля «Слово о полку Игореве». Фото Д.СИНИЦЫНОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра Наций
Фестиваль театров малых городов России, который ежегодно проводится Театром Наций под руководством Евгения Миронова, – это уже давно не просто смотр достижений, а настоящий театральный университет, где режиссеры слушают лекции столичных мэтров, актеры осваивают новые техники, а завлиты обмениваются секретами профессии за кулисами.
XXII Фестиваль, проходивший в Сыктывкаре при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Республики Коми, вновь доказал: периферия давно перестала быть «малой» в художественном смысле. На семь дней столица Коми превратилась в театральную столицу России, где классика спорила с документалистикой, а камерность и исповедальность соседствовали с масштабной зрелищностью.
Фестиваль собрал пятнадцать театров из самых разных уголков страны – от татарского Альметьевска до дальневосточного Уссурийска. И если когда-то провинциальный театр воспринимался как младший брат столичного, то сегодня эти роли порой меняются местами: репертуарное разнообразие малых городов способно вызывать зависть иных московских сцен.
Гран-при в номинации «большая форма» заслуженно получил спектакль «ва-ва» Березниковского драматического театра. Режиссер Петр Незлученко обратился к истории слепоглухонемой американки Элен Келлер – сюжету, казалось бы, исчерпанному многочисленными экранизациями и постановками. Но березниковцы нашли свой ключ: их учительница Анни – не святая подвижница из хрестоматии, а эксцентричная особа, чья неординарность порой шокирует благопристойное семейство Келлеров. Дуэт Анни (Анастасия Кузьменко) и Элен (Мария Сидорова) превратился в блистательный актерский поединок, где каждый жест выверен с документальной точностью и одновременно театрально выразителен. Американские горки их взаимоотношений – от физической борьбы до момента прорыва, когда девочка-дикарка вдруг начинает понимать, что у вещей есть имена, – держат зал в напряжении лучше любого триллера.
В малой форме пальма первенства досталась камерному театру «Доминанта» из Губахи со спектаклем «Родительский день». Режиссер Дмитрий Огородников и драматург Алексей Еньшин создали пронзительную историю о матери и сыне, объезжающих кладбища в родительскую субботу. Казалось бы, мрачная тема, но спектакль оставляет светлое чувство – редкость на современной сцене. Елена Шарантай и Василий Цаплин играют людей, разделенных стеной непонимания, начинающей давать первые трещины именно здесь, среди могил. Их негромкий диалог, построенный на полутонах и недоговоренностях, обнажает глубоко запрятанную любовь – ту самую, о которой люди порой даже сами не догадываются.
Оба спектакля, удостоенные Гран-при, будут показаны в Москве на сцене Театра Наций.
Среди индивидуальных достижений (призы за лучшую женскую и мужскую роль) жюри отметило Разилю Шарифуллину за роль Танкабике в спектакле «Ночь. Затмение» режиссера Сойжин Жамбаловой театра из Большой Атни – актриса создала образ поистине шекспировского масштаба в рамках татарской национальной драмы. А Михаил Тихомиров из Лысьвы получил приз за Иудушку в «Господах Головлевых» – его герой страшен не внешней отталкивающей характерностью, а внутренней пустотой, бездной, куда проваливаются все человеческие чувства.
Особого упоминания заслуживает спектакль «Сильва. Дойти до премьеры» (Воркутинский театр имени Б.А.Мордвинова, спецприз жюри «За художественное воплощение исторической памяти») – документальная история о том, как силами заключенных лагерного театра ставили венскую оперетту. Драматург Сергей Коробков и режиссер Валерий Маркин соединили, казалось бы, несоединимое: веселые куплеты Кальмана и реалии ГУЛАГа. Но именно этот контраст создает пронзительный эффект: театр здесь становится последним оплотом человечности в нечеловеческих условиях. Председатель жюри Борис Мильграм тоже не поскупился на личный приз, присудив его стильной и многослойной, как археологический разрез, сценической адаптации «Слова о полку Игореве» Андрея Грачева (Новокузнецкий театр драмы).

Сцена из спектакля «Алтынчеч. Наследие». Фото Д.СИНИЦЫНОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра Наций
Альметьевцы привезли изысканную пластическую композицию «Алтынчеч. Наследие» по либретто Мусы Джалиля (спецприз Правительства Коми «За значительный вклад в сохранение и популяризацию исторического наследия в национальном театре»). Режиссер Мурат Абулкатинов превратил литературный материал в визуальную поэму, где движение говорит больше слов, а традиционные татарские мотивы переплетаются с языком современной хореографии, создавая удивительно цельное полотно. Министерство культуры Республики Коми удостоило своим призом спектакль «Лампочки» (режиссер Никита Марков, театр «Мастеровые», Набережные Челны), напомнивший: даже маленькое бытовое свечение способно выхватить из мрака человеческую уязвимость. Ассоциация театральных критиков поощрила дипломом («За монолог поколения») постановку Елены Павловой в Новом Молодежном театре из Нижнего Тагила «Дальше танцуйте сами».
Традиционный приз «Надежда» получил весь творческий коллектив Таганрогского камерного театра. И это символично: фестиваль связывает надежды не с отдельными удачами, а с самим фактом существования живого, ищущего театра в малых городах России. Каждый из пятнадцати участников – от няганского ТЮЗа с «Перевалом» по Киру Булычеву до шарыповского театра с сигаревским «Волчком» – доказывает: провинция стала местом, где рождаются смелые эксперименты и где классика обретает неожиданно свежее звучание.
Форум в Сыктывкаре в очередной раз подтвердил: малые города России создали свою театральную вселенную – живую, разнообразную и абсолютно самодостаточную. Дело в той энергии поиска, которая объединяет театры от Татарстана до Приморья в единое культурное пространство, где Островский и Сигарев, современная драматургия и фольклор говорят на одном языке – языке подлинного театра.
Алла МИХАЛЁВА
«Экран и сцена»
Июнь 2025 года