Театр лучше жизни

Наталья Тенякова

Наталья Тенякова

Одна из первых ролей Натальи Теняковой в кино – Варвара Асенкова в фильме Яна Фрида «Зеленая карета». Недавняя выпускница ЛГИТМиКа была прелестна не только особой, победительной красотой молодости, но и очевидным широким диапазоном возможностей от героини до водевильной шалуньи. Когда они вдвоем с Игорем Дмитриевым – Дюром азартно отплясывали зажигательные танцы, и вправду могло показаться, что легендарные имена из учебников по русскому театру обретают плоть и кровь. Тридцать лет спустя Тенякова сыграла еще одну актрису-легенду – мадмуазель Жорж в спектакле Вахтанговского театра «Фредерик, или Бульвар преступлений». Режиссер Николай Пинигин ставил спектакль как бенефис Василия Ланового, но в прессе писали о том, что стоит пойти на спектакль ради блестящей работы Натальи Теняковой, ее Жорж пленяла особой «французской» грацией, искрящимся темпераментом и очаровательной иронией.

Почему мне вспомнились эти, не самые судьбоносные ее роли? Наверное потому, что Наталья Тенякова, где бы она ни служила, всегда была одним из главных лиц, воплощавших лучшие черты профессии, соавтором своих сценических и экранных созданий. Вероятно, у каждого окажется свой список важнейших ее ролей. Из тех, что Тенякова сыграла у Георгия Товстоногова, я бы выделила ее Юлию Филипповну Суслову в «Дачниках». Драматургия Горького – стихия Георгия Александровича. И в памяти навсегда останется Юлия, обольстительная и циничная. Было понятно, откуда взялся у героини этот цинизм. В «Дачниках» дуэт Натальи Теняковой с Олегом Борисовым (Сусловым) – смысловой центр спектакля, жизнь принадлежала им, циникам, «наволновавшимся, наголодавшимся в юности».

Очень шла ей роль Брет Эшли в «Фиесте» Сергея Юрского (спектакле, который Товстоногов не разрешил выпустить на сцену). К счастью сохранилась многострадальная запись телевизионного спектакля. Жаль, что не были сняты «Фантазии Фарятьева», быть может, лучшая режиссерская работа Юрского. Этот творческий союз прекрасен и уникален. Любовь спасала, помогала пережить драматичный, болезненный переезд из Ленинграда в Москву. В спектакле Сергея Юрского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в Театре Моссовета Наталья Тенякова играла Поликсену. Деятельно участвовала во всех затеях мужа, от принципиальных совместных поисков ключей к драматургии абсурда – в «Стульях» на сцене Школы современной пьесы, в телеверсии «Лысой певицы» Ионеско – до эпизодических ролей Аделаиды Ивановны в «Игроках-XXI» или жены Чернова в одноименном фильме.

Тандем из фильма «Любовь и голуби» Владимира Меньшова снискал народную любовь и популярность. Но я бы вспомнила изумительный дуэт Юрского и Теняковой в ролях родителей Базарова в сериале «Отцы и дети» Авдотьи Смирновой.

Одна из вершин ее творчества – эпизод в фильме Андрея Смирнова «Француз» (2019). Она играет Марию Кирилловну, одну из сестер Обрезковых (в роли второй сестры замечательная Нина Дробышева), смолянку, прошедшую восемнадцать лет лагерей. За короткое время у нас перед глазами возникнет жизнь и судьба, трагедия загубленного, уничтоженного поколения «бывших».

В 1988 году Наталья Тенякова пришла во МХАТ Олега Ефремова, ставший МХТ имени А.П.Чехова при Олеге Табакове. Прекрасно вписалась в труппу, была любимейшей актрисой и у зрителей, и у коллег. Раневская и Гурмыжская, жена ювелира (королева Елизавета). Всех ее ролей – проходных не было никогда – не перечислишь.

«Театр лучше жизни», – сказала она в одном из интервью. Горько, больно сознавать, что театра актрисы Натальи Теняковой больше нет.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
Июнь 2025 года