Двадцать шесть минут одиннадцатого

Фото Е.ЛАПИНОЙ
Фото Е.ЛАПИНОЙ

Начистоту: зачем вообще сейчас ставить эту пьесу Освальда Заградника? Она – шедевр мировой литературы с бенефисными ролями, способный стать украшением афиши любого театра? Только для выполнения конкретной задачи – занять в репертуаре актеров старшего поколения? А другой драматургии для этих целей за пятьдесят лет не появилось?

В бесконечной веренице вековых юбилеев московских театров подходит очередь Театра имени Моссовета. К началу сотого сезона режиссер Павел Пархоменко подготовил премьеру спектакля “Соло для часов с боем”, заодно отметив юбилей Ольги Остроумовой, которой досталась роль пани Конти – Прекрасной Дамы среди пожилых джентльменов. Сценограф и автор костюмов Андрей Климов одел именинницу в великолепные вечерние туалеты, совершенно, по-видимому, забыв, что ее героиня проживает в доме престарелых, где и былой-то роскоши не много. Под стать пани и паны при бабочках в белоснежных рубашках. Большая часть сцены занята серой выгородкой, иногда на нее проецируется изображение башни с остановившимися часами, а ближе к финалу появляются крупные планы артистов, причем с опозданием в несколько секунд, наверное, для усиления драматизма – на сцене уже встали, там еще сидят, на сцене танец оборвался, там еще танцуют. В оставшемся пространстве – квартира пана Абеля, та самая, в которой он проживает с взрослым внуком и где собираются по пятницам его друзья из дома престарелых. Разномастная мебель расставлена довольно беспорядочно, и ни малейшего ощущения домашнего тепла и уюта не возникает.

Нет тепла, увы, и между героями. Пан Абель (Евгений Стеблов) с одинаковым равнодушием готовится к приходу гостей и ссорится с внуком. Бывший ювелир и часовщик Райнер (Анатолий Васильев) все время находится на взводе и ищет конфликта, в чем ему вроде бы должен помогать, но не помогает инспектор Мич (Александр Голобородько). Угодливо носит за пани Конти чемодан и разливает напитки Хмелик (Леонид Фомин). Да и пани Конти с какой-то неловкостью ведет разговоры о цейлонском чае под бутылочку токайского. Молодые же герои, внук пана Абеля – Павел (Алексей Трофимов) и его девушка Даша (Анна Михайловская), которые по сюжету являются эгоистичными антагонистами прекраснодушных стариков, не заинтересованы ни друг в друге, ни тем более в квартирном вопросе.

Зачем происходят эти встречи по пятницам? Как познакомился пан Абель с обитателями дома престарелых? А если они – его давние друзья, отчего же он ничего не знает о сыне пани Конти? Почему внук рос в детских домах и приютах и давно ли они живут вместе? Каждую пятницу Абель прячет от Райнера все часы, что есть в доме, потому что тот одержим идеей заставить их идти в унисон. Этой одержимости Абель не разделяет – а одержимостью, рискуя жизнью, завести сломанные часы на городской башне восхищается?

Сравнения с легендарным спектаклем Олега Ефремова в Художественном театре, вероятно, неизбежны, но даже в оставшейся черно-белой записи то “Соло” переполнено нежностью невозвратимости и почти физически ощутимым теплом. Спектакль Театра Моссовета почти полностью повторяет ефремовские мизансцены, разве что Ольга Остроумова в отличие от Ольги Андровской не бьет бокалы в сцене с чардашем. Может, надо бить?

В финале раздается бой часов. По-видимому, это звонят часы, спрятанные от Райнера в шкаф. Потому что циферблат на башне с проекции показывает прежние двадцать шесть минут одиннадцатого, как и в начале спектакля. Старинные часы давно и безнадежно стоят.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 20 за 2022 год.