Оживить свиток

Фото А.КУРОВА

Фото А.КУРОВА

Открытие XVII Чеховского фестиваля стало настоящим театральным событием. «Поэтический танец: Путешествие легендарного пейзажа» от китайских хореографов Чжоу Лия и Хань Чжэнь – это не спектакль в привычном понимании, а скорее иммерсивная медитация о природе творчества, которая заставляет переосмыслить границы между эпохами, культурами и видами искусства.

Фестиваль традиционно неравнодушен к искусству Востока, в частности, к китайскому. Достаточно вспомнить легендарную тайваньскую труппу Cloud Gate, на протяжении многих лет задававшую высочайшую планку фестивальной программы.

В данном случаю зрителю предстоит «прочитать» одиннадцатиметровый свиток, погрузившись в полуторачасовой процесс создания картины тысячелетней давности. Именно такую сверхзадачу ставят хореографы в своем спектакле, в котором нет проекций, минимум технологий, максимум человеческого тела и его возможностей.

В основе – история создания картины «Панорама гор и рек», жемчужины эпохи Сун. То есть нет сюжета в привычном понимании, нет линейного повествования, зато предложен мощнейший диалог через века. На сцене встречаются двое: гениальный юный художник Ван Симэн (харизматичный Чжан Хань), создающий свой мир тушью и красками, и современный музейщик-исследователь (потрясающий Се Сухао), пытающийся этот мир расшифровать. Художнику было всего восемнадцать, когда он создал свой шедевр и вскоре после этого исчез из истории: что с ним произошло – неизвестно. Спектакль не дает ответов, но создает пространство для размышлений.

Семь глав спектакля – семь стадий творческого процесса: от «Нанесения контуров» до «Растирания чернил», завораживающее исследование того, как рождается художественное произведение, каждый этап которого труппа под названием «Группа восточных исполнительских искусств» превращает в отдельную вселенную движения.

Визуально спектакль безупречен. Отсылая к доминирующей палитре оригинала, сцена залита знаменитым сине-зеленым цветом (цинлюй) и погружает нас в живой, дышащий пейзаж. Хореография крепится на парадоксе: она одновременно монументальна и текуча. Вначале мы видим ожившие стоп-кадры: артисты застывают в скульптурных позах, иллюстрируя этапы работы. Затем «живые картины» начинают медленно плыть по кругу, и в этом движении есть что-то от магии замедленной съемки. Фирменный «плывущий шаг» танцовщиц в бирюзовых платьях создает полную иллюзию течения реки, а взмахи их рукавов – пены волн. Движения скупы, но тело говорит больше слов. Фигуры, выгнутые в почти невозможную букву Г (спины параллельны полу) или напоминающие каллиграфические росчерки, – язык, понятный без перевода. Глядя на то, как рождается красота из ремесленного труда, невольно вспоминаешь ахматовское: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».

Самое интригующее – взаимодействие главных героев. Они существуют в одном поле, но разделены невидимой стеной времени, лишь изредка прорывая его границы. Искусствовед и художник танцуют сложнейшие дуэты, избегая физического контакта. Они обтекают друг друга, как потоки воздуха, и редкие прикосновения обретают почти сакральный смысл, создавая напряжение не благодаря контакту, а через его отсутствие.

Третьей силой на сцене становится женщина-Феникс – воплощение вечной природы и женственности, чья завораживающая пластика окончательно превращает спектакль в сеанс коллективной медитации. Все это происходит под саундтрек, где этнические китайские мотивы сплетены с современной электроникой. Сквозь музыкальную ткань прослушиваются звуки природы, не банальное щебетание птичек, а целая экосистема звуков, создающая эффект присутствия внутри картины.

Спектакль, с одной стороны, глубоко национален, укоренен в эстетике и философии Китая, с другой – абсолютно универсален, поскольку говорит на языке красоты, гармонии и вечного диалога творца с его наследием.

Финал закольцовывает время. Мы, зрители XXI века, видим на сцене таких же, как мы, людей у музейной витрины. Они рассматривают свиток, а за ними наблюдают его создатель и его исследователь. Свиток, созданный тысячу лет назад, оказался не архивным артефактом, а живым собеседником, способным говорить с нами здесь и сейчас. И в этом, пожалуй, магия этого удивительного спектакля.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
Июнь 2025 года