Monthly Archives: Июль 2021

Pas de cinq

Памяти В.М.Гаевского Издательство “Артгид” с 2017 по 2021 годы издало пять долгожданных книг. Серия по истории современного танца под названием Garage Dance (составитель и научный редактор Вита Хлопова), оформленная в эстетике концептуального искусства, заполняет давно существующую лакуну и сравнима с серией “Ballets Russes” издательства “АРТ”, появившейся в “голодные” на книжные новинки 1990-е годы. По уровню…

Мифология двух роялей

Сцена из показа “Блудный сын”. Фото П.РЫЧКОВА

Пока балетная труппа репетиро-вала мировую премьеру “Чайки” Ильи Демуцкого для Новой сцены, на других площадках Большого театра в июне состоялись две музыкальные премьеры – на Исторической сцене представили оперу “Мазепа” в постановке Евгения Писарева, а в Бетховенском зале дважды прошли показы проекта Молодежной оперной программы “Кантаты. Миф. Режиссерские новеллы”. “Кантаты. Миф” стали продолжением работы, начатой…

Оптимистическое и трагедии

Кадр из фильма “Ее мамы”

VII международный фестиваль “Докер” завершился – было показано пятьдесят документальных лент разных направлений из тридцати стран мира. Все эти фильмы участвовали и получали награды на крупных международных фестивалях – среди них Берлинский, Венецианский, киносмотры неигрового кино в Торонто, Амстердаме. Гран-при “Докера” и приз за лучший монтаж присужден нежному фильму “Ее мамы” (режиссеры Азия Дер и…

Марфа ГОРВИЦ: «Сила в команде»

Фото Р.НАЗМИЕВА

Первое интервью с Марфой Горвиц в “ЭС” было опубликовано в 2010 году, вскоре после ее яркого режиссерского дебюта – “Бесстрашного барина” по сказке А.Н.Афанасьева, входившего в проект РАМТа “Молодые режиссеры – детям”. За десять с лишним лет Марфа поставила не так уж много спектаклей, однако тот факт, что практически все они остаются в репертуаре –…

Тур де форс

Книга Светланы Потемкиной “Надежда Павлова: большое интервью с балериной” (Москва: Прогресс-Традиция, 2020) сразу привлекла всеобщее внимание. По двум, как минимум, причинам. Вот первая. Балетные артисты – народ неразговорчивый. Среди них, мягко говоря, мало златоустов. К тому же жизнь в театре приучает к осторожности в речах. Так что даже те, кто отваживается писать мемуары, оставляют по…

Борис Фрумин. Кино про нашу жизнь

Борис Фрумин

“ЭС” продолжает публиковать главы из книги Александры Свиридовой “Бумажное кино”, рассказывающей о режиссерах-аутсайдерах, создателях фильмов, которым было не дано прорваться к широкому зрителю. Мы сидим на десятом этаже одного из зданий Нью-Йоркского университета, и ветер за окном пишется на магнитофон, принося с улицы клочки смеха и перестук редких капель дождя. Мы сидим, говорим… А в…

Равноудаленные от экватора

Сцена из спектакля “Легенда о Хромоножке”. Фото В.МЯСНИКОВА

Цикл “Театральные параллели. Путешествие в четырех частях” был анонсирован Театром имени Евг. Вахтангова в начале сотого сезона. Четыре режиссера – Владимир Бельдиян, Хуго Эрикссен, Анатолий Шульев и Гульназ Балпеисова – все ученики Римаса Туминаса, окончившие в 2016 году Театральный институт имени Бориса Щукина. Все они уже ставили в Вахтанговском (в репертуаре Симоновской сцены сохраняется их…

Дух дышит, где хочет

Сцена из спектакля “Повесть о Сонечке”. Фото А.БУХАРОВА

Участникам и гостям VII Международного театрального фестиваля “У Троицы” выпало провести кусочек лета в дивном городке Сергиев Посад, до которого от Москвы – меньше двух часов на электричке и где обнаруживается особое пространство со своим укладом. От ДК имени Ю.А.Гагарина – это большой “театр с колоннами”, одна из фестивальных площадок – минут 15 пешком до…

Режиссер без страха и упрека

Умер Грэм Вик. Поверить невозможно, нужно много раз написать и произнести вслух: если не поверишь, хотя бы осознаешь как непреложный факт. Вик был великим режиссером: самые простые слова, вещи и факты под его руками превращались в мощнейшие зрительские эмоции, а затем – или в то же самое время – в важные мысли. Его смерть мгновенно превратилась в…

Противоположность грубым бестиям

Ушел из жизни Вадим Моисеевич Гаевский (1928–2021), театральный и литературный критик, балетовед. Он окончил театроведческий факультет ГИТИСа в бесконечно далеком 1951 году, потом служил в самых разных местах, в том числе в Институте истории искусств и в Институте философии АН СССР (о своей работе в обоих рассказывал не без юмора). Пока существовал журнал «Московский наблюдатель», был…