Мария ХАЛИЗЕВА

Невеселая корнейчуковщина

Фото Ж.СИРИНОЙ

Своего «Чуковского» режиссер Савва Савельев – одновременно автор пьесы и художник спектакля – выпустил в Театре имени М.Н.Ермоловой. Здесь в лице актера Данилы Козловского внезапно чуть было не поссорились Корней Иванович с Николаем Васильевичем, но, обернувшись в прошлое, попытались найти общий язык. Уже слабеющий Николай Васильевич Корнейчуков, некогда взявший псевдоним Корней Иванович Чуковский, слоняясь по…

Мокьюментари в квадрате

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В большой программе летнего фестиваля искусств Горький+, вернее, в московской августовской части (в июне его проводили в Нижнем Новгороде, в июле – в Казани), помимо гастрольных спектаклей было представлено несколько собственных проектов фестиваля. Все они претендовали на масштаб – продолжительностью, эффектами, актерскими именами. И среди них – лаконичная и камерная, но не менее значимая, «История…

Язык раздумья и разговора

Портрет В.М.Гаевского работы А.Л.Гаевской. Домашний архив М.А.Малкиной

В ближайшие месяцы в Государственном институте искусствознания должны выйти два новых выпуска альманаха «Мнемозина» (редактор-составитель Владислав Иванов). Собранные в них документы охватывают практически весь советский период русского театра, от 1917 года вплоть до перестройки. Важную часть составляет цикл театроведческих писем и переписок 1960–1980-х годов, объемно передающих атмосферу этой эпохи и сосредоточенных на истории театра и…

Поверх эгодокументов

Фото предоставлено фестивалем «Вдохновение»

В конце июля на ВДНХ традиционно – в восьмой раз – проходил Международный фестиваль искусств «Вдохновение». Кураторами этого года выступили Евгений Писарев (театр), Сати Спивакова (музыка), Егор Дружинин (танец) и Катя Бочавар (арт). Пять дней подряд в десяти локациях ВДНХ бурлила самая разнообразная активность, было задействовано много молодых сил. В театральную программу попали среди прочего…

Гипнотизм Уилсона

Фото М.ГУТЕРМАНА

Только что покинувший мир Роберт Уилсон (1941–2025) – один из тех, на ком держится мировой театр. Потеря разящая. Каждый, кто когда-либо встретился с ним в работе или просто видел его спектакли, обрушил в эти дни на соцсети шквал воспоминаний и фотографий – зрители, соавторы, актеры, режиссеры, театры: от Димитриса Папаиоанну до Филипа Гласса, от Метрополитен…

Запах вины

Фото Silvia Varrani

Прихотливый и разветвленный творческий путь мультидисциплинарного бельгийского художника и режиссера Яна Фабра, попирателя традиций, во многом базируется на переосмыслении шедевров. Как правило, он вступает с ними в напряженный, страстный и провокационный диалог, кому-то кажущийся едва ли не безумием. Территория мифа – пространство для него магическое и бездонное. Неизменно демонстрируя жгучий интерес к античности, десять лет…

Свинцом и огнеметом

«Звездная ночь». 2019. Фото с сайта Музея Ван Гога

К 80-летию выдающегося немецкого художника Ансельма Кифера – его работы представлены в лучших мировых собраниях, в том числе Эрмитаже и Лувре – два крупнейших художественных музея Амстердама впервые в своей истории объединили усилия для проведения грандиозной выставки. Инициатором стал Музей Ван Гога, пригласивший в партнеры расположенный в близком соседстве Городской музей (Стеделийк). Последний не только…

Триптих для Асмик Григорян

Сцена из оперы «Сестра Анжелика». Фото Guergana Damianova

Три свои одноактные оперы – «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» – композитор Джакомо Пуччини, не просто ведомый идеей их жанрового контраста, но задумывавший нечто схожее с «Божественной комедией», объединил в триптих. Вынашивал замысел долго и для каждой из опер тщательно искал основу либретто, присматривался к произведениям Горького, Толстого, Д’Аннунцио. Первая постановка всех трех опер…

Экстаз против элегии

Фото Martin Argyroglo

Однажды столкнувшись с необъяснимым и страстным искусством Пины Бауш, забыть ее особый язык – ироничный и ранящий, ошеломляющий и переворачивающий сознание – невозможно. Вадим Гаевский определял ее работы словами «смятение» и «свобода». Обретя невероятное количество поклонников при жизни, Пина Бауш продолжает ширить их круг и спустя годы после своего ухода. Куда бы сегодня ни приезжал…

Равнение на смерть

Фото Д.ЛИТВИНОВОЙ

Больше полувека назад, приступая к репетициям спектакля «Принц Гомбургский», тогда еще не классик мировой режиссуры Петер Штайн испытывал, по его собственным словам, потребность «проветрить текст» последней драмы Генриха фон Клейста, написанной в 1810 году. Оголтело несущееся время все более бескомпромиссно требует от современных режиссеров подобного проветривания. Выбрав для постановки в независимом Никитинском театре Воронежа редкого…