Наряду с предвкушаемо разнообразной музыкальной программой Зальцбургского фестиваля драматическая программа этого года оказалась не менее насыщенной значительными событиями, к тому же сознательно выходящими за пределы немецкоязычного пространства. Из тени масштабных опер, грандиозных концертов и громких музыкальных имен драму в Зальцбурге вывела новая куратор драматической программы Марина Давыдова. Белый траур Ежегодная постановка пьесы Гуго фон Гофмансталя…
Фестивали
Цикады, молчать!
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Гостевым языком 78 Авиньонского фестиваля был выбран испанский. На практике это означало, что около 30% основной программы 2024 года, а точнее 12 спектаклей, составляли испаноязычные представления – из Испании и Латинской Америки, буклет же и прочая рекламная продукция включали не два, а три языка. «Приглашая язык, а не страну или континент, мы хотим видеть мир…
Фестивали
Экзистенциальные пейзажи
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Современные режиссеры все убежденнее сращивают столетиями оторванное от реальности оперное действо с сегодняшним днем. Большинство постановок недавно завершившегося Festival d’Art Lyrique в Экс-ан-Провансе, где свои работы представили Дмитрий Черняков, Кэти Митчелл, Клаус Гут, Андреа Брет, Уильям Кентридж, Барри Коски и другие, наглядно подтвердило магистральную театральную тенденцию XXI века. На ней настаивает и генеральный директор фестиваля…
Наследие
Алиса КООНЕН: «Лучшие воспоминания – в памяти зрителей»
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Встреча студентов театральных училищ с Алисой Георгиевной Коонен состоялась в ВТО, вероятно, в середине 1960-х годов. Во всяком случае, никак не позже 1968 года, когда стало ясно, что упоминаемая в этой беседе огромная статья литературоведа Н.Я.Берковского не устраивает издательство ВТО и не будет предварять публикацию режиссерского наследия А.Я.Таирова. Сохранилась стенограмма встречи, сделанная актрисой Татьяной Мастинг,…
После премьеры
Осень его зимы
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Вечный символ России – более чем распространенная фамилия Иванов, использованная Чеховым для главного героя одноименной пьесы, наводит на мысль об обобщении. В спектакле Михаила Бычкова, выпущенном в созданном им Воронежском Камерном театре, после изгнания отсюда – в абсурдном статусе приглашенного режиссера, постановщик, напротив, всячески подчеркивает индивидуальность Иванова, его инаковость. От своего окружения и, вероятно, прочего…
После премьеры
Бенкендорф жив, а мы уже нет
by Мария ХАЛИЗЕВА •
“Академия смеха” Коки Митани в постановке Михаила Бычкова – первый совместный проект воронежского Центра культуры и искусства “Прогресс” и московского пространства “Внутри”. Пьеса актера, драматурга-комедиографа и кинорежиссера Митани, написанная в середине 1990-х, много ставилась в России. И если на рубеже тысячелетий абсурдная цензура выглядела культурным артефактом, поводом для создания заостренных комедийных образов, то сегодня каждое…
После премьеры
Зона неопределенности
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Последнее время театральные постановки, особенно по современным пьесам, все чаще соревнуются в лаконизме, и вот уже продолжительность спектакля чуть больше часа не кажется обманом ожиданий – напротив, заставляет надеяться на концентрацию высказывания. Премьера “Стоиков” по прошлогодней пьесе Дмитрия Данилова в постановке Дениса Азарова в МХТ имени А.П.Чехова – из числа таких лаконичных и внятных работ.…
После премьеры
Эпохи ходят рядом
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Пять густо сатирических и одновременно мелодраматических картин семейной хроники “Холопы” Петра Гнедича разворачиваются в последние несколько дней правления императора Павла I. Режиссер Андрей Могучий и Светлана Щагина, автор сценической адаптации текста из начала XX века, превращают спектакль БДТ в перекресток и контрапункт эпох – добавляют пьесе современную рамку, простреливают действие беспардонными вторжениями сегодняшнего дня. От…
Гастроли
Час противоборства
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Спектакль “В одиночестве хлопковых полей” по пьесе Бернара-Мари Кольтеса (копродукция рижского театра “Дайлес” и Екатерины Якимовой), совершающий гастрольное турне, способен пошатнуть предубеждения и обмануть ожидания. Режиссер Тимофей Кулябин и команда спектакля – а это не только актеры Ингеборга Дапкунайте и Джон Малкович, но и автор сценической адаптации Роман Должанский, художник Олег Головко, видеодизайнер Александр Лобанов,…
Наследие
Пульсация истории
by Мария ХАЛИЗЕВА •
Предлагаем читателю несколько писем 1970–1980-х годов, адресованных театроведу и критику Александру Мацкину (1906–1996) – автору книг “Портреты и наблюдения” (1973), “Орленев” (1977), “На темы Гоголя” (1984), “Театр моих современников” (1987) – его коллегами по профессии. Все письма (автографы Бориса Зингермана и подписанная машинопись Константина Рудницкого и Исаака Шнейдермана) хранятся в РГАЛИ (Ф. 3028. Оп. 1.…