Мария ХАЛИЗЕВА

Драма в Зальцбурге

Cцена из спектакля «Волшебная гора». Фото SF / Konrad Fersterer

Наряду с предвкушаемо разнообразной музыкальной программой Зальцбургского фестиваля драматическая программа этого года оказалась не менее насыщенной значительными событиями, к тому же сознательно выходящими за пределы немецкоязычного пространства. Из тени масштабных опер, грандиозных концертов и громких музыкальных имен драму в Зальцбурге вывела новая куратор драматической программы Марина Давыдова. Белый траур Ежегодная постановка пьесы Гуго фон Гофмансталя…

Цикады, молчать!

Сцена из спектакля «Элизабет Костелло». Фото Magda Hueckel

Гостевым языком 78 Авиньонского фестиваля был выбран испанский. На практике это означало, что около 30% основной программы 2024 года, а точнее 12 спектаклей, составляли испаноязычные представления – из Испании и Латинской Америки, буклет же и прочая рекламная продукция включали не два, а три языка. «Приглашая язык, а не страну или континент, мы хотим видеть мир…

Экзистенциальные пейзажи

Сцена из спектакля «Ифигения в Авлиде – Ифигения в Тавриде». Фото Monika Rittershaus

Современные режиссеры все убежденнее сращивают столетиями оторванное от реальности оперное действо с сегодняшним днем. Большинство постановок недавно завершившегося Festival d’Art Lyrique в Экс-ан-Провансе, где свои работы представили Дмитрий Черняков, Кэти Митчелл, Клаус Гут, Андреа Брет, Уильям Кентридж, Барри Коски и другие, наглядно подтвердило магистральную театральную тенденцию XXI века. На ней настаивает и генеральный директор фестиваля…

Алиса КООНЕН: «Лучшие воспоминания – в памяти зрителей»

Встреча студентов театральных училищ с Алисой Георгиевной Коонен состоялась в ВТО, вероятно, в середине 1960-х годов. Во всяком случае, никак не позже 1968 года, когда стало ясно, что упоминаемая в этой беседе огромная статья литературоведа Н.Я.Берковского не устраивает издательство ВТО и не будет предварять публикацию режиссерского наследия А.Я.Таирова. Сохранилась стенограмма встречи, сделанная актрисой Татьяной Мастинг,…

Осень его зимы

Фото А.ПАРФЁНОВА

Вечный символ России – более чем распространенная фамилия Иванов, использованная Чеховым для главного героя одноименной пьесы, наводит на мысль об обобщении. В спектакле Михаила Бычкова, выпущенном в созданном им Воронежском Камерном театре, после изгнания отсюда – в абсурдном статусе приглашенного режиссера, постановщик, напротив, всячески подчеркивает индивидуальность Иванова, его инаковость. От своего окружения и, вероятно, прочего…

Бенкендорф жив, а мы уже нет

Фото И.ПОЛЯРНОЙ

“Академия смеха” Коки Митани в постановке Михаила Бычкова – первый совместный проект воронежского Центра культуры и искусства “Прогресс” и московского пространства “Внутри”. Пьеса актера, драматурга-комедиографа и кинорежиссера Митани, написанная в середине 1990-х, много ставилась в России. И если на рубеже тысячелетий абсурдная цензура выглядела культурным артефактом, поводом для создания заостренных комедийных образов, то сегодня каждое…

Зона неопределенности

Фото А.ТОРГУШНИКОВОЙ / Медиацентр МХТ имени А.П.Чехова

Последнее время театральные постановки, особенно по современным пьесам, все чаще соревнуются в лаконизме, и вот уже продолжительность спектакля чуть больше часа не кажется обманом ожиданий – напротив, заставляет надеяться на концентрацию высказывания. Премьера “Стоиков” по прошлогодней пьесе Дмитрия Данилова в постановке Дениса Азарова в МХТ имени А.П.Чехова – из числа таких лаконичных и внятных работ.…

Эпохи ходят рядом

Фото С.ЛЕВШИНА

Пять густо сатирических и одновременно мелодраматических картин семейной хроники “Холопы” Петра Гнедича разворачиваются в последние несколько дней правления императора Павла I. Режиссер Андрей Могучий и Светлана Щагина, автор сценической адаптации текста из начала XX века, превращают спектакль БДТ в перекресток и контрапункт эпох – добавляют пьесе современную рамку, простреливают действие беспардонными вторжениями сегодняшнего дня. От…

Час противоборства

Фото Maris Morkans

Спектакль “В одиночестве хлопковых полей” по пьесе Бернара-Мари Кольтеса (копродукция рижского театра “Дайлес” и Екатерины Якимовой), совершающий гастрольное турне, способен пошатнуть предубеждения и обмануть ожидания. Режиссер Тимофей Кулябин и команда спектакля – а это не только актеры Ингеборга Дапкунайте и Джон Малкович, но и автор сценической адаптации Роман Должанский, художник Олег Головко, видеодизайнер Александр Лобанов,…

Пульсация истории

А.П.Мацкин

Предлагаем читателю несколько писем 1970–1980-х годов, адресованных театроведу и критику Александру Мацкину (1906–1996) – автору книг “Портреты и наблюдения” (1973), “Орленев” (1977), “На темы Гоголя” (1984), “Театр моих современников” (1987) – его коллегами по профессии. Все письма (автографы Бориса Зингермана и подписанная машинопись Константина Рудницкого и Исаака Шнейдермана) хранятся в РГАЛИ (Ф. 3028. Оп. 1.…