Мария ХАЛИЗЕВА

Человек упрямства и тоски

Фото Н.ЧУНТОМОВА

Режиссер Елизавета Бондарь в последние годы совершает все более радикальное шествие по сюжетам классики, изрядно отдаленной от нас временем создания: Шекспир, Гамсун, Мольер, Клейст. Несколько сценических адаптаций сделала для нее Анна Лифиренко, в нынешнем сезоне Бондарь работает в тандеме с Александром Плотниковым. Именно им написан стихотворный текст, положенный в основу энергичного и мрачного спектакля «Мизантроп»…

Оцепенелые сфинксы

Фото Е.ХРИСТОВОЙ

Прошлое можно осмыслять и принимать, можно перечеркнуть или переписать, а можно полностью подчиниться ему. Любое решение – взаимодействовать (и как взаимодействовать) или отстраниться – будет определять настоящее. В масштабе стран и на уровне личностей. Прошлое способно стать союзником и врагом, отторгать или не отпускать, затягивая по спирали в воронку повторов, – смотря как выстраивать с…

Формально-эстетский хвост

Фото Г.АРУТЮНЯНА

Драматургия Оскара Уайльда, за исключением «Саломеи», идеально подходит историческим периодам благополучия. Эпохи глубокого застоя с их унылой стабильностью обыкновенно тоже не возражают против эстетизма. Что касается времен больших потрясений, то с ними Уайльд, казалось бы, плохо совместим. Бывает, что режиссеры идут наперекор разлитым в воздухе настроениям и берутся за комедии Уайльда, надеясь не столько расцветить…

Слова Иова кончились

Фото предоставлено театром

Царское фойе Александринского театра в этом сезоне в фаворе у его режиссеров. Вслед за «Екатериной и Вольтером» в постановке Никиты Кобелева (см. «ЭС», 2024, 5 ноября) здесь вышел «Иов» Валерия Фокина. Ветхозаветная «Книга Иова» – один из гипнотических сюжетов, повлиявших на философскую и литературную мысль XX века. Среди прочих – на Франца Кафку и его…

Стоицизм – наше всё

Фото А.ПАРФЁНОВА

Голос спектаклей режиссера Михаила Бычкова, последнее время выходящих на площадке воронежского негосударственного Центра культуры и искусства «Прогресс», негромкий, но твердый. Как тверды и не пафосны цитаты на стенах лаконичного черно-белого пространства «Прогресса», вроде уайльдовской – «Недовольство – первый шаг к прогрессу» или флоберовской – «Весь прогресс, на который можно надеяться, – это сделать людей несколько…

Пробирает действительность

Фото В.ВАСИЛЬЕВА

Довести мыслящего человека до безумия, не имевшего привычки думать – до абсолютной покорности, а красоту – до унизительного упадка. Превратить кованые решетки с декоративными завитками в символ заточения, опошлив амбарными замками с цепями. Хранить в проржавевших ваннах даже не картофель, а людей. Человек это умеет. Лев Додин в соавторстве с художником Александром Боровским в спектакле…

Милый льстец

«Тридцать четыре года абсолютной власти – представьте, сколько она могла сделать зла за это время, но не сделала», – говорит о Екатерине Великой Алексей Любжин, переводчик ее переписки с Вольтером, изданной в 2022 году Русским фондом содействия образованию и науке и Университетом Дмитрия Пожарского. В рассуждениях о собеседнике Екатерины II Любжин особо подчеркивает то обстоятельство, что «Вольтер сделал все…

Эпоха обрывов

Сцена из спектакля «Великий Синемой». Фото Д.АБРАМОВИЧ

Вологодский театральный проект, инициированный актрисой городского Камерного драматического театра Марией Иваненко, называется «Прошлое в границах настоящего». Взаимоотношения с историей, в том числе с историей места, молодую актрису занимают всерьез. Во всяком случае, в начале сентября в Вологде появился индивидуальный аудиоспектакль-променад «Пересечение», запущенный в телеграме, с участием Иваненко. Идея этой работы тоже принадлежала ей – провести…

Новое окружение

Сцена из спектакля «Мертвые души». Фото В.ВАГИНА / Предоставлено фестивалем

Пока в отношениях с театральной Европой у России вынужденный антракт, попавшие в новую реальность международные фестивали вглядываются в Восток и всеми возможными способами расширяют географию. Так, фестиваль «Балтийский дом» второй год подряд проходит под названием «Взгляд на Восток»: в 2023 году Петербургу показали постановки из Индии и Ирана, в 2024-м здесь делают акцент на Китае…

Драма в Зальцбурге

Cцена из спектакля «Волшебная гора». Фото SF / Konrad Fersterer

Наряду с предвкушаемо разнообразной музыкальной программой Зальцбургского фестиваля драматическая программа этого года оказалась не менее насыщенной значительными событиями, к тому же сознательно выходящими за пределы немецкоязычного пространства. Из тени масштабных опер, грандиозных концертов и громких музыкальных имен драму в Зальцбурге вывела новая куратор драматической программы Марина Давыдова. Белый траур Ежегодная постановка пьесы Гуго фон Гофмансталя…