Татьяна БЕЛОВА

Об Проппа! Об Некрасова!

Сцена из спектакля «Чертова доставка». Фото Н.ЧУНТОМОВА

Нам любые дороги дороги Дорога многофункциональна, дорога – универсальный формообразующий прием. Дорога может быть средством и средой, союзником и противником, бытовым обстоятельством и символом. Правила поведения может диктовать Пропп, а может – прогноз погоды, но к цели иногда приводит не точная карта, а смутный набросок или пачка «Беломора». Путевые заметки могут превратиться в эпос, философскую…

Потусторонние встречи

Фото Н.ЧУНТОМОВА

Поэзия отличается от прозы наличием воздуха и постоянного движения неразделимых мысли, слов, строк, ритма. Здесь звучат и паузы, и знаки препинания. Музыкальный театр Владиславса Наставшевса – в первую очередь именно поэтический, звучащий и тишиной, и неподвижностью, и собственно музыкой, преломленной светом, сценографией, телами, построением мизансцены. «Пиковая дама» – третья успешная работа Наставшевса в Пермском театре…

Слишком любима

Фото А.ЧУНТОМОВА

Джакомо Пуччини был веселый и жизнерадостный человек, любивший розыгрыши, охоту, красивых женщин, разнообразные физические радости и театр – тоже за страстность и полноту чувств. Он стремился и практически обеспечить функциональность сценической драматургии, чтобы никто не мог снисходительно отмахнуться от оперы как от условного жанра. Музыка никогда не была для него самоценной, но и не превращалась…

Как пережить…

Сцена из спектакля “Удачи, Марк!” Фото Н.ЧУНТОМОВА

…лето Когда тебе тринадцать, лучшая подруга уехала навсегда, мир вокруг – сплошной отстой, а предки заставляют ехать на дачу, единственное спасение – это пересоздать жизнь силой своей фантазии. В дело идет всё: аниме-сериал, старые и новые знакомые, привычный пейзаж, чужие сюжетные модели. Скучные будни переплавляются в увлекательный роман, а ты, центр и владыка Вселенной, становишься…

Холодный фронт

Сцена из спектакля “Айсвилль”. Фото Ю.ГУБИНОЙ

“Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно”, – цитату из канцоны Петрарки Пушкин берет эпиграфом к шестой главе “Евгения Онегина”, а толкователи ломают перья, устанавливая, о каком именно племени ведет речь поэт. Шотландцы ли? Скифы? Мифические существа? Александр Николаевич Островский, в честь двухсотлетия которого по всей стране в 2023 году…

Как ни рядись, я пойму, что ты бес

Сцена из спектакля “Черевички”. Фото И.МОХНАТКИНА

Тонкая грань между реальностью людей и миром бесов для русской литературы, культуры, для самой русской национальной идеи на протяжении нескольких веков остается одной из любимых тем. Фантастическое и мистическое, фольклорное и психологическое – куда ни глянь, бесы и бесенята выглядывают из-за угла, дразнят, спорят, кружат в снежном мраке. И устремляются в Петербург – этот странный…

Между раем и мною – война

Красноярский ТЮЗ закрыл прошлый сезон премьерой: Роман Феодори и его команда поставили оперу Ольги Шайдуллиной “Жанна д’Арк” на либретто Михаила Бартенева. За строкой хроники – событие, огромное значение которого еще предстоит осознать без бурных эмоций и экзальтированных жестов. Эмоций (и экзальтации, разумеется, куда без нее, если речь идет о видениях, о голосах святых, об избранничестве…

Cantus belli

Сцена из спектакля “Линда ди Шамуни”. Фото П.РЫЧКОВА/Большой театр

Илья Ильич Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, услышав, как она поет выходную арию Нормы. Casta diva, молитва, обращенная к непорочной богине, молитва об усмирении кровожадного стремления к войне, царящего в сердцах галльского племени, вероятно, казалась и Ивану Гончарову, и его читателям, современникам Винченцо Беллини, универсальным гимном любви и безмятежной жизни. Обломов ошибся: любовь к Ольге…

Михаил ПЛУТАХИН: «В театре предмета важнее всего найти человека»

Фото А.КУЗЬМИНОЙ

Второй год подряд Михаил Плутахин становится номинантом “Золотой Маски” за свои режиссерские работы в созданном им “Театре предмета”. В “Наблюдателях”, поставленных в пространстве Музея ГУЛАГа с подлинными свидетелями лагерной жизни – кружками, чайниками, рабочими инструментами, – нет текста, история рассказана пластически и музыкально, а сюжет формируется лишь памятью и разумом зрителя. “Священный талисман”, где мир…

Пуритане и рыцари

Фото предоставлено Катрине Пизарони

Пока московские оперные дома делают ставку на кассовость репертуара и узнаваемость мелодий, множа шаблонные развлекательные хиты, на сцене Московской филармонии в ноябре показалось совсем другое лицо музыкального театра. Такой театр может обходиться без декораций и спецэффектов, но тем более впечатляющим оказывается его ресурс говорить с теми, кто готов слушать, о самых важных для жизни проблемах.…