Monthly Archives: Декабрь 2022

Леопольд Сулержицкий. Время первого выбора

Фото из архива Музея МХАТ

В ноябре этого года исполнилось 150 лет со дня рождения Леопольда Сулержицкого (1872–1916) – режиссера, педагога, подвижника, оставшегося в истории театра в первую очередь благодаря своему мощному личностному и этическому влиянию. Влиянию, что, выйдя за рамки Художественного театра и Первой студии МХТ, руководителем которой он был, бросило отсвет и на другие явления российского театра ХХ…

Лучшая из подруг

Фото Э.КАПЕЛЮША

В стихотворении С.Я.Маршака “Вчера и сегодня” перо в пустой чернильнице жалуется: “У нашего хозяина / Теперь другие перья. / Стучат они отчаянно, / Палят, как артиллерия”. Речь идет о пишущей машинке, уже давно забытой и ненужной, уступившей место компьютеру. Именно она – машинка с женским именем – стала героиней недавно завершившейся выставки “Эрика берет 4…

Никита ИСАЧЕНКОВ: «Жизнь балансирует на грани»

Фото А.ИВАНИШИНА

Молодой актер Никита Исаченков играет роль Хлестакова в недавней премьере “Студии театрального искусства” – спектакле “Лабардан-с”. Играет так, что не запомнить его невозможно – все скрытые переживания гоголевского героя в спектакле Сергея Женовача видимы и почти физически ощутимы. Поговорили с Никитой о его первой главной роли, заодно о других ролях в СТИ, упрямстве, ГИТИСе и…

Балет-пародия в дягилевском репертуаре

Леонид Мясин – Китайский фокусник в балете “Парад”

Предлагаем читателям написанный в 2018 году и оставшийся неопубликованным текст Вадима Гаевского об одноактном балете “Парад” композитора Эрика Сати по сценарию Жана Кокто. Балет создавался для Русского балета Дягилева, хореограф – Леонид Мясин, декорации и костюмы – Пабло Пикассо. Балет “Парад” был показан около ста лет тому назад, а именно – 18 мая 1917 года…

Не одна

“Рядом”. Режиссер Тамара Дондурей. “Может быть, ты первая ее обнимешь?” – еле слышным шепотом говорит маме сестра Киры, и Кира (Екатерина Ермишина) мгновенно опрокидывает на себя воду из собачьей миски, и стоит вся мокрая, чтобы мама ее не обняла. За дачным столом Кира не может есть и изо всех сил, до крови, жмет пальцами на…

Ах, как хочется вернуться

Фото предоставлено пресс-службой театра

Третий вечер придуманного Виктором Рыжаковым проекта «Современник “Современника”» отдан Юрию Стоянову. В отличие от своих предшественников – фотографа Юрия Роста и драматурга Евгения Гришковца, творчески связанных с этой сценой, – Стоянов прямого отношения к театру на Чистых прудах не имеет. Это даже немного странно, потому что родство их, пусть и метафизическое, мировоззренческое, очевидно. Стоянов выходит,…

Реквием как надежда

“Реквием” Дж.Верди. Солист Андрей Немзер. Фото А.МУРАВЬЕВОЙ

В ноябрьской афише крупнейших залов двух столиц встретились два самых знаменитых “Реквиема”. Сначала в Большом зале Московской консерватории и в Большом зале Петербургской филармонии собрал аншлаги “Реквием” Верди в исполнении хора и оркестр  musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Меньше чем через две недели в Концертном зале имени П.И.Чайковского и в зале имени С.В.Рахманинова “Филармонии-2” в…

О Джордже Баланчине

Уж декабрь пришел. На дворе темнеет рано. Летят дни, как желтые листья. На деревьях вскоре ничего не останется. Природа уснет, до весны. Но прежде будет зима, желательно со снегом. У каждого времени должна быть своя “музыка”- своеобразие. Новый год… Что он нам принесет? Все меняется непонятно каким образом. Надежда на лучшее живет. Перебираю книги… Небольшая,…

Машина любовь

Фото предоставлено театром

Очень для многих балет начинается с “Щелкунчика”. Для одних – это первый поход в театр, для других – первый выход на сцену. Почти все воспитанники хореографических училищ проходят через участие в “Щелкунчике” и почти все крупные балетные сцены мира имеют это название в своем репертуаре, а жители Европы и Америки не могут представить Рождество без…

Улететь бы птицей белою

Фото предоставлено театром

“Щелкунчик” Юрия Посохова впору было бы назвать “Мари. Щелкунчик”. По примеру “Джульетты и Ромео” Матса Эка или “Татьяны” (по “Евгению Онегину”) Джона Ноймайера. В новой постановке Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Мари, подобно другой героине Чайковского – Татьяне, в своей семье “казалась девочкой чужой”. На роль Мари-девочки очень точно выбрана исполнительница не хрупкой комплекции…