Машина любовь

Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром

Очень для многих балет начинается с “Щелкунчика”. Для одних – это первый поход в театр, для других – первый выход на сцену. Почти все воспитанники хореографических училищ проходят через участие в “Щелкунчике” и почти все крупные балетные сцены мира имеют это название в своем репертуаре, а жители Европы и Америки не могут представить Рождество без “Nutсracker”, “Casse-Noisette” или “Nussknacker”, в зависимости от того, в какой стране они живут. “Щелкунчик” в массовом сознании – символ праздника, хотя современные хореографы и противостоят такой парадигме, вводя в постановки гофманианские мотивы, омрачающие милую детскую сказку, какой большинство привыкло ее видеть.

Свою версию в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко представил Юрий Посохов. Постоянный хореограф Балета Сан-Франциско, он один из немногих современных балетмейстеров, умеющих ставить полноформатные спектакли. Только в Большом театре, где он сам перетанцевал всех возможных принцев, в том числе и в “Щелкунчике”, он создал четыре больших балета – “Золушку” С.Прокофьева, “Героя нашего времени”, “Нуреева” и “Чайку” на музыку И.Демуцкого.

В случае с “Щелкунчиком” к музыке Чайковского и к либретто Петипа Посохов отнесся деликатно. Ввел только племянника Дроссельмейера – ровесника Маши, что делали и другие хореографы от Баланчина до Алексея Мирошниченко. Дети явно симпатизируют друг другу, и это – своеобразная “заявка” на историю любви Щелкунчика-Принца и Маши,  подаренную девочке на Рождество Дроссельмейером. Он здесь едва ли не главный персонаж – и по объему хореографического текста, и по значимости в сюжете. У Посохова он – Демиург, сочиняющий эту новогоднюю историю. Дроссельмейер, чью партию исполняет молодой худрук балета Максим Севагин, присутствует почти в каждой сцене, двигая сюжет и задавая ему то шутливый, то таинственный тон. Его присутствие придает домашнему празднику Штальбаумов, где мальчики прыгают с саблями, а родители раскладывают подарки (выставив детишек за дверь, чтобы не подглядывали), блеск и зрелищность. Для взрослых выкатывают огромную бутылку шампанского, а дети, усевшись перед вертепом спиной к залу, наслаждаются кукольным представлением, которое зрители видят уже в исполнении артистов – танец Щелкунчика, трех оловянных солдатиков и трех девушек-маркитанток. Стремительное действие плотно насыщено не только танцами, но и забавными подробностями, включая бытовые. Все это создает живописную кутерьму – гости кружатся вокруг “майского дерева”, танцуют с детишками, дамы с мальчиками, кавалеры с девочками, по сцене скользят горничные со швабрами, убирая скорлупки (дети проверяли Щелкунчика, засовывая ему в рот орехи).

Все это происходит “на страницах” книги. Декорация Полины Бахтиной представляет собой книжку-раскладушку с вырастающими картинками, перелистываемую Дроссельмейером. Голубоватая елка из папиросной бумаги, как и положено, увеличивается в размерах, но, увы, ощущения таинства и чуда не возникает. Легким флером “занижения” окутано все происходящее. Вот только мыши в большущих оскалившихся масках, пролетающие по сцене, лежа на скейтбордах, здесь довольно страшные. Но храбрая Маша, спасая своего Щелкунчика, оттаскивает за хвост Мышиного Короля – впоследствии его картинно убивают, корона слетает с головы, и ее тут же примеряет один из младших крысят.

Волшебное путешествие выросшей Маши и Щелкунчика-Принца начинается с неизменного “вальса снежинок”, сопровождающегося видеоснегопадом. В его кружеве тонут и танцовщицы, группками образующие сугробы, и юные герои. Вездесущий Дроссельмейер, взмахивая по-лебединому руками, водит хороводы девушек-снежинок, шаловливо задирая им юбки, словно подбрасывая хлопья снега. Его колдовские пассы делают свое дело. Вчерашняя девочка-очкарик превращается в молодую влюбленную женщину, трепещущую в объятиях партнера. Правда, затрепетать тут есть от чего. Хореограф одарил танцовщиков очень смелыми поддержками. Принц (Дмитрий Соболевский) вскидывает Машу (Оксану Кардаш) вверх и крутит над головой, а она в его руках совершает гимнастические перевороты. Помимо отваги их дуэты исполнены недетской чувственности. Па де де главных героев, тоже лишенное привычной парадности и торжественности, – тут не победительный финал, венчающий сказку, а танец влюбленных. И прощается со своим Принцем не маленькая девочка, а взрослая Маша, сидящая у распахнутого окна, обдуваемая освежающими порывами ветра.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 24 за 2022 год.