Зоя БОРОЗДИНОВА

Что тот Стокман, что этот

Фото Х.ГЛЕНДИННИНГА

Режиссер Томас Остермайер, руководитель берлинского театра “Шаубюне”, дебютирует в Лондоне спектаклем “Враг народа”. В 2012 году он уже обращался к этой ибсеновской пьесе, адаптированной Флорианом Борх-майером. Но английская версия, поставленная двенадцать лет спустя на сцене Duke of York’s Theatre, от немецкой отличается. На занавесе в качестве эпиграфа высвечен довольно длинный текст об атомизации современного общества…

Художник нам изобразил

На обложке книги, вышедшей в издательстве “Новое литературное обозрение”, значится: “Дмитрий Крымов КУРС Разговоры со студентами”. Но эту книгу не написал Дмитрий Крымов. Он ее, конечно, создал – только необычным образом. Наговорил, нарассуждал, напридумывал. “Курс” – это зафиксированные, иногда подробно, иногда ощутимо сокращенно, беседы мастера с учениками, только-только начинающими путь к профессии театрального художника. Но…

Где ты гнев потерял?

Фото М.МОИСЕЕВОЙ

В спектакле Екатерины Половцевой “Мизантроп и я”, поставленном на Маленькой сцене РАМТа, действие происходит на съемочной площадке – якобы снимают костюмированный фильм по пьесе Мольера (художник по костюмам Ирина Уколова). На небольшом пространстве художник Эмиль Капелюш разместил только гримировальные трюмо, несколько стульев и диван с высокой спинкой – по сюжету много крупных планов, поэтому другие…

Ведет нас жизнь дорогой длинной

Фото М.ЕЛЕНЦОВА

Олег Липовецкий в должности руководителя театра “Шалом” сделал несколько замечательных, заслуженно пользующихся вниманием зрителей спектаклей. Но его постановка “Шалом 48–23”, рассказывающая о пути театра, начиная почему-то с убийства Соломона Михоэлса и заканчивая сегодняшним днем, вызывает много вопросов. Актеры сидят на сцене двумя полухориями, перед ними – пюпитры с текстами, которые они то ли читают, то…

Там зла и горя нет

Фото К.ФУЛЛЕРА

На большой сцене лондонского театра Колизеум, с 2004 года ставшего домом для Английской национальной оперы, появляется пожарник. Если судить по форме – прямиком из викторианской эпохи, но шутит – на злобу дня. Это капитан Шоу, он обещает зрителям обеспечить пожарную безопасность во время представления, указывает, как опытная стюардесса, на эвакуационные выходы и остроумно тянет время,…

Кэти МИТЧЕЛЛ. «Готовность к моментам уязвимости»

Англичанка Кэти Митчелл – в числе бесспорных лидеров европейской режиссуры, чьи работы в опере, драме и на стыке жанров российскому зрителю повезло видеть, в первую очередь мы обязаны этим фестивалю “Новый европейский театр”. Рассудочность конструкций художественной вселенной, внешняя сдержанность, универсальность тем и жесткость концепций, как правило, сочетаются в постановках Митчелл с внятностью режиссерского высказывания. Ее…

Больно бывает не только от боли

Сцена из перформанса “ААА-ААА”. 1978. Марина Абрамович и Улай

В лондонской Royal Academy of Arts открылась выставка-ретроспектива Марины Абрамович. Парадокс в том, что большинство ее перфомансов задуманы так, что их невозможно превратить в экспонаты. Работы Абрамович – это обмен эмоциями, взаимодействие в режиме “здесь и сейчас”, приглашение к соучастию. Но первый же зал разводит художника и зрителя по разные стороны – перформанс The Artist…

Волшебник в стране грез

Макс Рейнхардт. 1927. Художник Сэмуэль Джонсон Вульф

150 лет назад, 9 сентября 1873 года, в старинном курортном городке Баден – предместье австро-венгерской столицы, в малообеспеченной еврейской семье появился на свет первенец, Максимилиан Гольдман. Начав, вопреки воле родителей, актерскую карьеру, он взял псевдоним Макс Рейнхардт. Рейнхардт был хорошим артистом, но неуемный характер подталкивал его к творческим экспериментам, к режиссерскому искусству. Он ставил немецких классиков…

Люби меня, люби

Фото JR/Berliner Ensemble

На Эдинбургском международном фестивале показали “Трехгрошовую оперу” Берлинер Ансамбля – пьеса Брехта и Вайля впервые была сыграна именно в этом театре, в августе 1928 года, и за прошедшие почти сто лет четырежды возвращалась на его сцену. На этот раз ее поставил Барри Коски. “Трехгрошовая опера”, как и эпический театр Брехта вообще, построена на обмане ожиданий,…

Инакость не выкосить

Фото М.МОИСЕЕВОЙ

От постановки Алексея Бородина пьесы Тома Стоппарда “Леопольдштадт” можно было ожидать эпического размаха, второго “Берега утопии”. Но новый спектакль художественного руководителя РАМТа лаконичен. Это четыре эпизода из истории одной семьи: в соответствии с ремарками над сценой высвечиваются огромные цифры: 1899, 1926, 1938, 1955. Место действия – вынесенный в заглавие район Вены. “Леопольдштадт” – сложная пьеса,…