Режиссер Томас Остермайер, руководитель берлинского театра “Шаубюне”, дебютирует в Лондоне спектаклем “Враг народа”. В 2012 году он уже обращался к этой ибсеновской пьесе, адаптированной Флорианом Борх-майером. Но английская версия, поставленная двенадцать лет спустя на сцене Duke of York’s Theatre, от немецкой отличается. На занавесе в качестве эпиграфа высвечен довольно длинный текст об атомизации современного общества…
Открытая книга
Художник нам изобразил
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
На обложке книги, вышедшей в издательстве “Новое литературное обозрение”, значится: “Дмитрий Крымов КУРС Разговоры со студентами”. Но эту книгу не написал Дмитрий Крымов. Он ее, конечно, создал – только необычным образом. Наговорил, нарассуждал, напридумывал. “Курс” – это зафиксированные, иногда подробно, иногда ощутимо сокращенно, беседы мастера с учениками, только-только начинающими путь к профессии театрального художника. Но…
После премьеры
Где ты гнев потерял?
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
В спектакле Екатерины Половцевой “Мизантроп и я”, поставленном на Маленькой сцене РАМТа, действие происходит на съемочной площадке – якобы снимают костюмированный фильм по пьесе Мольера (художник по костюмам Ирина Уколова). На небольшом пространстве художник Эмиль Капелюш разместил только гримировальные трюмо, несколько стульев и диван с высокой спинкой – по сюжету много крупных планов, поэтому другие…
После премьеры
Ведет нас жизнь дорогой длинной
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
Олег Липовецкий в должности руководителя театра “Шалом” сделал несколько замечательных, заслуженно пользующихся вниманием зрителей спектаклей. Но его постановка “Шалом 48–23”, рассказывающая о пути театра, начиная почему-то с убийства Соломона Михоэлса и заканчивая сегодняшним днем, вызывает много вопросов. Актеры сидят на сцене двумя полухориями, перед ними – пюпитры с текстами, которые они то ли читают, то…
После премьеры
Там зла и горя нет
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
На большой сцене лондонского театра Колизеум, с 2004 года ставшего домом для Английской национальной оперы, появляется пожарник. Если судить по форме – прямиком из викторианской эпохи, но шутит – на злобу дня. Это капитан Шоу, он обещает зрителям обеспечить пожарную безопасность во время представления, указывает, как опытная стюардесса, на эвакуационные выходы и остроумно тянет время,…
Открытая книга
Кэти МИТЧЕЛЛ. «Готовность к моментам уязвимости»
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
Англичанка Кэти Митчелл – в числе бесспорных лидеров европейской режиссуры, чьи работы в опере, драме и на стыке жанров российскому зрителю повезло видеть, в первую очередь мы обязаны этим фестивалю “Новый европейский театр”. Рассудочность конструкций художественной вселенной, внешняя сдержанность, универсальность тем и жесткость концепций, как правило, сочетаются в постановках Митчелл с внятностью режиссерского высказывания. Ее…
Свое пространство
Больно бывает не только от боли
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
В лондонской Royal Academy of Arts открылась выставка-ретроспектива Марины Абрамович. Парадокс в том, что большинство ее перфомансов задуманы так, что их невозможно превратить в экспонаты. Работы Абрамович – это обмен эмоциями, взаимодействие в режиме “здесь и сейчас”, приглашение к соучастию. Но первый же зал разводит художника и зрителя по разные стороны – перформанс The Artist…
Юбилейное
Волшебник в стране грез
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
150 лет назад, 9 сентября 1873 года, в старинном курортном городке Баден – предместье австро-венгерской столицы, в малообеспеченной еврейской семье появился на свет первенец, Максимилиан Гольдман. Начав, вопреки воле родителей, актерскую карьеру, он взял псевдоним Макс Рейнхардт. Рейнхардт был хорошим артистом, но неуемный характер подталкивал его к творческим экспериментам, к режиссерскому искусству. Он ставил немецких классиков…
Фестивали
Люби меня, люби
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
На Эдинбургском международном фестивале показали “Трехгрошовую оперу” Берлинер Ансамбля – пьеса Брехта и Вайля впервые была сыграна именно в этом театре, в августе 1928 года, и за прошедшие почти сто лет четырежды возвращалась на его сцену. На этот раз ее поставил Барри Коски. “Трехгрошовая опера”, как и эпический театр Брехта вообще, построена на обмане ожиданий,…
После премьеры
Инакость не выкосить
by Зоя БОРОЗДИНОВА •
От постановки Алексея Бородина пьесы Тома Стоппарда “Леопольдштадт” можно было ожидать эпического размаха, второго “Берега утопии”. Но новый спектакль художественного руководителя РАМТа лаконичен. Это четыре эпизода из истории одной семьи: в соответствии с ремарками над сценой высвечиваются огромные цифры: 1899, 1926, 1938, 1955. Место действия – вынесенный в заглавие район Вены. “Леопольдштадт” – сложная пьеса,…