Мария ЧЕРНОВА

Свой остров

Фото И.ГАВРИЛОВА

19 декабря празднует юбилей Галина Волчек. Жизнь театра строится по особым законам. Каждый – будь то солидное государственное учреждение или маленькое объединение любителей – похож на суверенную страну. Законодательства у всех разные и в то же время глубоко сходные в своей основе. О репертуарной политике и заполняемости зала не может не думать ни один коллектив. Внутренняя…

Вопреки вихрям времени

Нонна Михайловна Скегина и Дмитрий Крымов в день 90-летия А.В.Эфроса. 3 июля 2015. Фото Р.ВОЛОДИНОЙ

Есть такая, кажется, аудиозапись (потому что голос помню до мельчайших интонаций, а картинку совсем нет), где Анатолий Эфрос говорит: «Жизнь – как вихрь. А люди не успевают за этим вихрем. Вихрь сбивает людей. Уносит их. Вихрь всегда над нами. И мы слабее этого вихря, которому название время». С момента, как я узнала об уходе Нонны…

Неблагополучно в этом доме

Фото В.МЯСНИКОВА

У купца Курослепова пропадают деньги, а он и так уже кругом замучился – с надоедливой женой, с непокорной дочерью, с нерадивыми приказчиками. Да и они с ним замучились, всех-то он своим самодурством затиранил. Неблагополучно в доме купца Курослепова. Украденные деньги берется найти городничий Градобоев, потому как в городе, где он – хозяин, без его ведома…

Андрей ГОНЧАРОВ: «Не ссориться с историей по пустякам»

Фото М.ГУТЕРМАНА

2 января 2018 года Андрею Александровичу Гончарову исполнилось бы 100 лет. В 1974 году Бахрушинский музей делал огромную выставку в связи с прошедшим 150-летием А.Н.Островского. Гончаров, недавно выпустивший “Банкрота” (“Свои люди – сочтемся” Островского), был среди тех, к кому обратились с просьбой что-то написать по этому поводу. На теме Островского пишущий не остановился, отдавшись монологу…

Олег ЕФРЕМОВ: «Искусство определяется жизнью»

1 октября 2017 года Олегу Николаевичу Ефремову исполнилось бы 90. Мы предлагаем читателям три размышления одного из крупнейших режиссеров XX века, принадлежащие разным эпохам – периодам его работы в Центральном Детском театре, в “Современнике” и во МХАТе. Все материалы ранее не были опубликованы и хранятся в ГЦТМ имени А.А.Бахрушина. Состояние театров требует решительных мер –…

Юрий ЛЮБИМОВ: «Талант нельзя воспитать»

Юрий Любимов. КП 320371

В начале 1970-х годов Ю.П.Любимову, как и ряду других театральных деятелей, Бахрушинский музей отправил анкету с разработанными сотрудниками вопросами о режиссерской профессии. (См. публикацию в № 1, 2017 с размышлениями А.В.Эфроса.) Юрий Петрович демонстративно не ответил ни на один вопрос, но написал монолог, без всяких предуведомлений, с места в карьер ринувшись в разговор о Брехте.…

Театр не совпадает с обыденностью

2000-е гг. ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, КП 328804/313

24 мая Алле Александровне Михайловой, крупнейшему специалисту по сценографии, исполнилось бы 90. “ЭС” предлагает читателям фрагменты из ее дневников разных лет (1970–1990-х годов).   5.10.1977 “Зачем люди ходят в театр?” – так назвал одну из своих статей Ю.Юзовский. В разные театры ходят люди (некоторые) за разным. Во МХАТ идут, чтобы увидеть правду (атмосферу, человека и…

Комедия одержимости

Фото С.ПЕТРОВА

Спектаклем “Бешеные деньги” А.Н.Островского в постановке Анатолия Шульева Театр имени Вл. Маяковского отметил юбилей Светланы Владимировны Немоляевой. Привычных атрибутов бенефиса в этом спектакле, однако, нет, а в главной роли – не юбилярша. Для молодого режиссера Шульева “Бешеные деньги” – уже второй спектакль в Театре Маяковского и дебют на большой сцене (“Я была в доме и…

Анатолий Эфрос: «Каждая настоящая работа начинается с того, что ты ничего не знаешь»

13 января 2017 года исполняется тридцать лет со дня смерти режиссера Анатолия Васильевича Эфроса. В 1960–1970-е годы сотрудники Театрального музея имени А.А.Бахрушина часто обращались к деятелям современного театра – режиссерам, актерам, театроведам, драматургам – с просьбой ответить на вопросы разработанных музеем анкет о профессии или итогах сезона. Одну из них, предельно искренне, с удивительной открытостью…

И пусть судьба идет своим путем

Иокаста – Людмила Максакова. Фото А.ТОРГУШНИКОВОЙ

Мраморные ступени амфитеатра ярко освещены, чтобы зрителям было легко найти свои места. Когда свет гаснет, над стеной с арками за орхестрой становится очевидным присутствие неба. Огромного неба, облачного, неясного, низкого. Афинского неба, накануне разразившегося грозой, сорвавшей генеральную репетицию премьеры “Царя Эдипа” Римаса Туминаса. Афинского неба, с которым во время спектакля периодически беседует хор. Невероятное ощущение:…