Казалось, так будет всегда. Представить Вахтанговский театр без Юлии Борисовой невероятно и странно. Даже когда она перестала выходить на сцену, ощущение ее деятельного присутствия в театре не исчезало. Она продолжала разделять с ним радость и горе, чутко реагируя на драматические перемены и знаковые события. Из ее писем к вахтанговцам можно составить книгу.
В ее трудовой книжке – всего одна запись. Государственный Академический театр имени Евгения Вахтангова. Она была этому театру почти ровесницей и прослужила ему почти восемьдесят лет. Сознательно отказавшись от карьеры в кинематографе после колоссального успеха двух своих фильмов, полностью посвятила свою творческую жизнь Вахтанговскому театру. Не предпринимая никаких усилий для собственной популяризации, напротив, максимально избегая журналистов и телевидения, была обожаема публикой бесконечно. Вахтанговские зрители передавали любовь к ней из поколения в поколение, и зрителей своих она никогда не разочаровывала. Таких театральных судеб больше нет, она была уникальна и единственна.
Казалось, так будет всегда. Восхитительно прелестная маленькая женщина с гордой осанкой, постукивая неизменными каблучками, идет по коридорам театра, и все, кого она встречает, улыбаются. Когда три года назад, после пандемийного карантина, Юлия Борисова и Василий Лановой открывали памятник Евгению Вахтангову перед театром, их присутствие дарило не только радость встречи с любимыми артистами, но и ощущение надежды, какой-то удивительной защиты. Как будто, пока они здесь, ничего окончательно плохого просто не может быть.
…Какие у нее были глаза в финальной сцене «Без вины виноватых»! Как за доли секунды она поднимала совершенно волшебный, насквозь праздничный, искрящийся спектакль на немыслимые трагические высоты, когда ловила и никак не могла ухватить дрожащей рукой этот медальончик Незнамова!
…А как хотелось плакать от чего-то невыразимого, когда ее точеный профиль мелькал вдруг в зеркале юной Татьяны Лариной, проснувшейся после своего пророческого сна.
…Сколько самоиронии было в ее «богине возмездия» Кларе Цаханассьян, она даже слегка напоминала свою вечную своенравную жестокую Турандот, словно играя с давней ролью. Как она вскидывала тонкие руки, опустошенная мнимой победой! Казалось, так будет всегда.
Теперь и ее имя ярко загорелось на опущенном в день столетия Вахтанговского театра пожарном занавесе, превратилось в ускользнувшую звезду, и неповторимый ее голос отзвучавшим эхом поселился в кулисах. А там, на небесах, где, как говорит Римас Туминас, продолжается жизнь ушедших спектаклей, раскинулся парус «Пристани». Звучит латенасовская «Miserere», а на парусе – лицо Юлии Константиновны Борисовой.
Навсегда.
Мария ЧЕРНОВА
«Экран и сцена»
№ 17-18 за 2023 год.