Как описать счастье? Как выразить словами то ощущение восторга до слез и трепетной нежности, которое возникает только от предвкушения ее выхода на сцену, захватывает целиком при первых звуках ее голоса, и продолжает жить и бурлить где-то в сердце спустя дни и даже недели после окончания спектакля с ее участием? Дело же не только в силе искусства, мастерском владении профессией, безоговорочном таланте. Скорее это личное дарование, способность гармонизировать мир вокруг одним своим присутствием в нем. Только она так умеет. Актриса, которую в ее родном городе давно называют просто по имени. Алиса.
Об Алисе Бруновне Фрейндлих столько написано, сказано, снято, что, кажется, – не добавить. И сама она рассказала о себе все, что посчитала нужным. Прав был товарищ Новосельцев, «творивший в молодости под псевдонимом Пастернака», когда адресовал ее Калугиной великое «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен».
У Алисы Фрейндлих огромная театральная и кинематографическая биография, состоящая из самых разножанровых постановок. Она может все. Кроме того, в ней живет удивительное профессиональное любопытство и открытость новому, неясному, еще неизведанному. Потому к актрисе так тянутся молодые коллеги – они интересны ей в той же степени, что и она им, а это встречается, прямо скажем, нечасто.
Любопытно рассуждала ее недавняя героиня, писательница Улья Рихте в, увы, быстро ушедшем из репертуара БДТ, спектакле «Волнение» – о том, что творчество не только в создающем произведение искусства, но и в том, кто на это произведение смотрит. Каждый читающий книгу читает ее по-своему. Каждый сидящий в зале зритель видит свой спектакль. Зрителям спектаклей Алисы Фрейндлих открывается тайна, каждому – своя, и в мире становится чуть больше счастья.
Мария ЧЕРНОВА
«Экран и сцена»
Декабрь 2024 года.