Время Льва

Сцена из спектакля «Путь домой». Фото А.БОГОМОЛОВОЙ / Пресс-служба фестиваля «Толстой»

Сцена из спектакля «Путь домой». Фото А.БОГОМОЛОВОЙ / Пресс-служба фестиваля «Толстой»

В первые выходные июля Музей-усадьба Ясная Поляна принял более 12 тысяч посетителей – в эти дни проходил VIII Международный Театральный фестиваль «Толстой». Погода благоволила (хотя без ставшего почти традицией дождя во время вечернего спектакля не обошлось), мероприятия фестиваля под руководством Екатерины Владимировны Толстой предлагали зрителям разнообразнейшее времяпровождение – от просмотра фильмов на сеновале и концерта пианиста Риада Маммадова на Среднем пруду до спектаклей всех видов современного драматического театра и лекций в Яблоневом саду. Вышивать крестиком скатерть по эскизу художницы Наталии Толстой на мастер-классе или отправиться исследовать теорию снов Льва Николаевича Толстого, сходить на экскурсию в дом писателя или посмотреть под открытым небом спектакль Александринского театра – стоило решить заранее, мест и билетов не всегда хватало.

Сайт-специфик спектакль Кирилла Люкевича «Пчеловод» уводил зрителей, всерьез экипированных в костюмы для длительного и безопасного нахождения в местах обитания пчел, на пасеку. По пути артист Александринского театра Александр Лушин увлекательно рассказывал о пчелиных привычках, сравнивая их с человеческими, о грядущей экологической катастрофе, об интересе Толстого к пасеке и предлагал собравшимся поразмышлять, не был ли Лев Николаевич пчелой? Под жужжание настоящих жителей ульев Лушин мастерски разыгрывал кукольный спектакль с их игрушечными аналогами и под песню группы The Beatles «Let it be» в финале приходил к выводу, что, если бы люди организовали свою жизнь по примеру пчел, мир стал бы намного лучше.

Режиссер Анастасия Кудиярова специально для фестиваля подготовила спектакль-променад «Дорога домой», взяв за основу размышления Л.Н.Толстого в его последней книге «Путь жизни» и интервью с работниками музея-усадьбы. Посетителям променада предлагалась длинная прогулка по полям и лесам Ясной Поляны и тетрадка с карандашом для зарисовки, например, коры дерева, а также записи впечатлений. Меланхоличный текст в наушниках о сложности принятия собственной смертности, о трудностях взросления, о жизненных кризисах и попытках найти из них выход не всегда удачно рифмовался с тщательно имитирующими радость бытия и «смысл жизни в самой жизни» перформерами, сопровождавшими гуляющих.

Любопытный спектакль в формате форум-театра показала Полина Шатохина, инсценировав вместе с Алексеем Синяевым несколько сцен из повести Толстого «Утро помещика», чтобы, объединив артистов со зрителями, попытаться найти решения социальных проблем середины XIX века. Молодой, если не сказать юный, помещик Дмитрий Нехлюдов приезжает в свою деревню и искренне хочет улучшить (как ему кажется) жизнь принадлежащих ему крестьян. Его нововведения встречают, однако, глухое сопротивление, от чего он приходит в полное недоумение. Ощущение спектакля в спектакле возникает, когда современные зрители начинают рассуждать о проявлении эмпатии и необходимых компромиссах с обеих сторон, совершенно забывая о том, что действие происходит до отмены крепостного права, а артисты, даже позволяя себе импровизации с текстом, в рамках законов жанра должны соответствовать исполняемым ролям – крепостному или барину.

Еще одной встречей с Дмитрием Нехлюдовым, повзрослевшим и внезапно, от бессмысленности и бесцельности своей жизни, возжелавшим облагодетельствовать когда-то соблазненную и брошенную им женщину, являлось центральное событие фестиваля. Александринский театр, впервые приехавший в Ясную Поляну, давал «Воскресение» по роману Толстого. Премьеру спектакля Никиты Кобелева, тогда еще главного режиссера, а теперь художественного руководителя Александринки, назначенного вместо внезапно ушедшего в президенты театра Валерия Фокина, буквально через несколько дней после окончания фестиваля, выпускали в январе этого года на Новой сцене. Созданная в камерном пространстве постановка в конце сезона была перенесена на Историческую сцену и, кажется, не вполне еще на ней обжилась. Декорация-трансформер Наны Абдрашитовой, становящаяся то тюремной камерой, то великосветской гостиной, то вагоном поезда, мчащегося в никуда, на огромной главной сцене фестиваля «Толстой» терялась. Несмотря на жесткое и трагическое исполнение Иваном Трусом роли Позднышева, отчего-то еще более вставными, чем на премьерном показе, казались сцены из «Отца Сергия», «Крейцеровой сонаты» и «Записок сумасшедшего» – их героев Никита Кобелев сделал попутчиками Нехлюдова в его следовании по этапу за Катюшей Масловой. Нехлюдов (Виктор Шуралев) совершал невозможное, вырвав Катю (Анна Блинова) из чудовищного механизма судебной машины, и оставался в полном беспросветном одиночестве. Горечь этого финала в опустившейся на Ясную Поляну ночной темноте – под шум деревьев, помнящих шаги автора произносимых со сцены слов, была столь ощутима, что за Нехлюдова становилось страшно.

Через четыре года исполнится двести лет со дня рождения Льва Толстого. Предполагается, что к этой дате фестиваль будет показывать спектакли, созданные в копродукции с театрами, и премьеры выпускать именно на сцене в Ясной Поляне. Кроме того, чтобы привлечь внимание не только к творчеству писателя, но и в большей степени к его биографии, сотрудники музея размышляют о том, как сделать семейные архивы и личные вещи более доступными, не вредя им. В этот раз, например, в рамках встречи с правнучкой Толстого Мартой Альбертини, главный хранитель яснополянского дома Алла Куракова показывала подлинные рукописи – сказки, написанные и проиллюстрированные Софьей Андреевной Толстой.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
Август 2024 года.