Дом, где разбиваются сердца

Фото А.ПОДОБЕД

Фото А.ПОДОБЕД

Перед открытием сезона в октябре прошлого года Московский театр “Современник” с новым руководством в лице директора Юрия Кравца плюс худсовет, минус художественный руководитель, объявлял планы. Как говорилось в одном спектакле, много лет шедшем на этой сцене: “Я думал – так, Господь судил иначе”. Что-то не сбылось совсем, какие-то названия перенесены на следующий год. С драматургией Горького собирался работать Владимир Панков, Павел Сафонов предполагал ставить пьесу Бернарда Шоу “Дом, где разбиваются сердца”. В итоге недавно состоявшаяся премьера на основной сцене “Современника” – “Мещане” Максима Горького в постановке Павла Сафонова.

Любопытно, что пьеса Шоу имеет подзаголовок “фантазии в русском стиле на английские темы”, а список действующих лиц и исполнителей в программке “Мещан” предваряет надпись “драматические фантазии”. Можно сказать, не без английских тем – спектакль начинается звучащей в темноте сценой “Короля Лира” из фильма Григория Козинцева, а горьковские герои, посвящающие досуг любительским постановкам для рабочих, разыгрывают отрывки не только из шекспировского “Лира”, но и из “Гамлета”, видимо, чтобы совсем ни у кого не осталось сомнений в распавшейся связи времен. У Шоу ближе к финалу все герои оказываются не такими, как казалось в начале, и есть ощущение, что “Мещан” Павел Сафонов тоже ставит как пьесу-перевертыш. И когда Александр Балуев, играющий тирана и деспота Бессеменова, сажает на авансцене дерево, упрямо подсыпая земли, заставляет его укореняться, на помощь ему приходит не только жена, но и дети, Таня с Петром, только что три часа до истерик с ним ссорившиеся. Это выглядит несколько странно и чересчур лобово, зато подтверждает бессеменовскую мысль об отсутствии двух правд. Герою Балуева ясно, как жить и зачем. Он всю жизнь работает и строит – для семьи. Отчего недовольны жизнью его дети, он искренне не понимает, по-фамусовски ворчит, что вся беда от образования. Дети же ничего не объясняют, только закатывают глаза и страдают, как Таня с Петей, или же хамят, как Нил.

Николай Новоселов, заканчивающий в этом году Театральный институт имени Б.В.Щукина, в роли Петра – студента, отчисленного из университета за случайное, вовсе не по убеждению, участие в волнениях – пока, очевидно, не очень понимает, что ему играть. Ни монологи про “разве Россия – наша?”, ни влюбленность в эффектную Кривцову не выглядят убедительно. У такого Пети – какая правда? Он и сам не знает.

Таня Виктории Романенко будто перекочевала сюда из спектакля Галины Волчек “Три сестры”, где в роли Ирины актриса много лет кричит: “Я не помню, как по-итальянски будет “окно”, выбросьте меня, выбросьте!..”. Ирина у Чехова собиралась стать учительницей, а Таня у Горького – стала. От работы страдает, ничего не хочет. Она, конечно, давно любит Нила, но Иван Стебунов почему-то создает образ такого законченного и абсолютного хама, что только диву даешься – что в нем нашли сразу две вполне милые барышни? Впечатления же человека, довольного жизнью, любящего дело, имеющего и твердо отстаивающего свои убеждения, этот Нил нисколько не производит. Он как-то легко впадает в неврастенично истерическое состояние и все время хочет ввязаться в драку, неважно с кем.

Выходит, дом спокойного, размеренно и внятно живущего Бессеменова, искренне любящего свою вечно суетящуюся жену (Марина Хазова), полон истериками и сумасбродами, которым слова не скажи, вопроса не задай, и даже чаю неторопливо не выпить – обязательно кто-нибудь зарыдает. Возникает вопрос, в чем же, собственно, конфликт отцов и детей и кто кого тиранит? Семейные сцены наблюдают вяло философствующий Тетерев (Олег Феоктистов) и тихий пьяница Перчихин, неожиданно нежно сыгранный Сергеем Гириным. Если в чем-то и можно обвинить Бессеменова – так только в грубости, когда он выгоняет этого Перчихина из дома. Но и она понятна – ему больно за Таню, больно, что его дочери предпочли дочь Перчихина, и сердце его разбито, как и Танино, только как это скажешь?

А носительницей другой правды здесь вдруг оказалась Елена Николаевна Кривцова, противопоставляющая бессеменовской жизни в труде и по совести, свою – без заботы о будущем, отталкивающую несчастья, в радости каждого дня. В исполнении Марины Лебедевой она, победоносно красивая, яркая, вносит в этот дом тусклых женщин и заикающихся мужчин, фейерверк своей свободы и пугает Бессеменова по-настоящему. Но она, конечно, уедет. А Петр, несомненно, останется. Ему еще дерево с отцом сажать.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 13-14 за 2023 год.