Ромео Кастеллуччи и Эса-Пекка Салонен создали постановку, проникнутую леденящим ужасом и в то же время неизъяснимо прекрасную. Не таково ли кантовское определение возвышенного, которое подхватили романтики, завороженные парадоксальным сочетанием ужаса и красоты? Вот только само понятие возвышенного в XX и XXI веках претерпело радикальные изменения под влиянием мировых катастроф. Салонен и Кастеллуччи берутся за Вторую…
После премьеры
Требуха любви
by Анастасия АРХИПОВА •
Роберт Уилсон нашел идеальный материал для своего театра, язык которого, сверкающий острыми кристальными гранями, нередко властно подчиняет себе чужой универсум. В спектакле Pessoa – Since I’ve Been Me (премьера состоялась в мае 2024 года во флорентийском Teatro della Pergola), показанном на парижском Осеннем фестивале в Театре де ля Вилль – Сара Бернар, поэтика Уилсона сложилась…
После премьеры
Топология бытия
by Анастасия АРХИПОВА •
В парижском Театре де ля Вилль – Сара Бернар почти весь март шли показы спектакля Ромео Кастеллуччи по трагедии Жана Расина “Береника”. Каждый вечер, 22 раза подряд, Изабель Юппер выходила на сцену в роли Береники – палестинской царицы, которая любит римского цезаря Тита. Тот платит ей взаимностью, но не может жениться на ней, потому что…
Событие
Придет серенький волчок
by Анастасия АРХИПОВА •
До театра Les Gemeaux, где в январе 2024 года прошло 10 показов спектакля Римаса Туминаса “Анна Каренина”, добираться полчаса на электричке от парижского Северного вокзала и потом еще полкилометра пешком. Русская речь в вагоне почти наверняка указывала на соотечественников, спешащих в этот театр, – и уж тем паче после спектакля, когда народ группками на платформе…
После премьеры
Игра ва-Банко
by Анастасия АРХИПОВА •
В конце февраля – начале марта в парижском Театре Елисейских полей прошло всего пять показов “Бориса Годунова” Мусоргского в постановке именитого французского режиссера Оливье Пи. Премьера спектакля состоялась осенью 2023 года в тулузском Театре Капитолия. Титульная партия предназначалась для немецкого баритона Маттиаса Герне, однако в результате его заменил беларусский бас Александр Рославец (дебютировавший у Пи…
После премьеры
Подземный гул
by Анастасия АРХИПОВА •
Моцартовскую оперу “Cosi fan tutte” в постановке Дмитрия Чернякова, премьера которой состоялась на фестивале в Экс-ан-Провансе летом 2023 года, показали в феврале 2024-го в парижском Театре Шатле. Состав певцов тот же, за исключением Деспины – эту партию в Париже исполнила французская звезда Патрисия Петибон. Маэстро Томаса Хенгельброка с его оркестром Balthasar Neumann в яме сменил…
После премьеры
Человек человеку Люпа
by Анастасия АРХИПОВА •
Спектакль Кристиана Люпы “Эмигранты” по одноименному роману Винфрида Георга Зебальда, не выпущенный в срок и снятый с показа на Авиньонском фестивале летом 2023 года, все-таки добрался до своего зрителя. Это стало возможным благодаря доброй воле худрука парижского театра “Одеон” Стефана Брауншвейга, который предоставил Люпе собственную героическую техническую команду (именно с техниками вышел у Люпы конфликт…
Фестивали
Магадан – Сивори
by Анастасия АРХИПОВА •
Кочующий по европейским фестивалям спектакль аргентинского режиссера Мариано Пенсотти La Obra (можно перевести как “Пьеса”, “Произведение”, “Дело”) добрался и до парижского Осеннего, где его показали в театре Международного университетского городка, в эффектном центральном здании кампуса, выстроенном в стиле дворца в Фонтенбло. La Obra – псевдодокументальное повествование о том, как выживший в концлагере польский еврей Симон…
Фестивали
Бегущий по лезвию свободы
by Анастасия АРХИПОВА •
В Париже с сентября по декабрь проходит ежегодный Осенний фестиваль, начало которому было положено в 1972 году. Своей традиционной миссией смотр считает мульти-дисциплинарную и интернациональную программу, объединяющую различные виды искусств, художников из европейских и не-европейских стран и множество площадок – от “Одеона” и Центра Помпиду до Театра Жанвилье в северном пригороде и Международного университетского городка.…
После премьеры
Ты никогда не спросишь
by Анастасия АРХИПОВА •
Кирилл Серебренников, дебютировавший в Парижской опере постановкой вагнеровского «Лоэнгрина» (показы идут в сентябре-октябре 2023 года в Опера Бастий), рассказывая о своем замысле, сделал особый акцент на кинематографичности произведений немецкого композитора: оперы Вагнера – это блокбастеры, они созданы, по сути, по технологиям «Марвел». И впрямь, если браться за современное переосмысление героического, эпического и божественного у Вагнера,…