Анастасия АРХИПОВА

Тень тени отца Гамлета

«Только варвар или француз мог превратить в жалкий фарс столь высокую трагедию, как “Гамлет”», – негодующе писала английская газета, спустя 20 лет после премьеры, об одном из самых пышных образчиков “гранд опера” (в пяти актах, с балетом, затейливой оркестровкой и выигрышными ариями), “Гамлете” Амбруаза Тома. Сам композитор, конечно, был ни в чем не повинен: так…

Щедрая легкость бытия

Lucie Jansch

Памяти В.М.Гаевского Театров в Париже как грибов, почти на каждой улице притаился один, а то и два, мал мала меньше. Один из таких небольших театриков, «Белая королева» (La Reine Blanche), неприметно расположился неподалеку от Северного вокзала, за железнодорожными путями. Возглавляет его Элизабет Бушо, драматург, актриса, режиссер и… кавалер Ордена почетного легиона за многочисленные научные заслуги…

Джокер с улицы Вязов

Фото Christophe Raynaud de Lage

В марте, всего четыре дня подряд, в парижском Театре Шатле – на сцене, которая помнит открытие первого сезона “Ballets Russes” и такие шедевры дягилевской антрепризы, как “Половецкие пляски” и “Павильон Армиды”, “Петрушка” и скандальный “Фавн”, – прошли показы постановки Кирилла Серебренникова “Черный монах” по одноименной повести А.П.Чехова. Летом прошлого года этим спектаклем открылся Авиньонский фестиваль (см.…

Покров, накинутый над бездной

Кадр из видеоинсталляции Билла Виолы “Квинтет изумленных”

Весной 2021 года в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина проходила выставка “Путешествие души” Билла Виолы – знаменитого американского видеохудожника-визионера. Один из залов был посвящен живым картинам из “Тристана и Изольды” Вагнера – самого амбициозного проекта Виолы, заказанного ему в 2003 году режиссером Питером Селларсом, дирижером Эсой-Пеккой Салоненом и легендарным оперным интендантом Жераром Мортье, который как…

Село Британчиково и его обитатели

Photo Jean-Louis Fernandez

В “Комеди Франсез” заканчиваются показы спектакля Томаса Остермайера по “Королю Лиру” (премьера 22 сентября 2022). Это уже вторая шекспировская постановка, после “Двенадцатой ночи”, созданная немецким режиссером для парижского театра. Французская критика в основном осталась в прохладном недоумении. Режиссер заказал новый перевод трагедии на французский язык – прозаический (что само по себе не так уж странно,…

Апофеоз Геракла

©MGM/Courtesy Everett Collection

Двадцать пятый фильм бондианы, “Не время умирать” (No Time To Die, режиссер – американец Кэри Джоджи Фукунага, в послужном списке которого первый сезон нашумевшего сериала “Настоящий детектив”, сценаристы Нил Первис, Роберт Уэйд и Фиби Уоллер-Бридж), после долгих ожиданий наконец-то вышел в прокат в сентябре и успел стать одним из самых кассовых блокбастеров 2021 года. Правда,…

Орестея кабальеро де Сада

Фото Р.ВАЛЬЦ

Долгожданная премьера спектакля Ромео Кастеллуччи по “Дон Жуану” Моцарта, запланированная в 2020 году к 100-летию Зальцбургского фестиваля, но отложенная из-за пандемии на год, наконец-то состоялась 26 июля. Запись постановки была показана 10 августа в Москве в зале “Зарядье” с концертным звуком на широком экране и в тот же день выложена на сайте musicAeterna, оркестра и…

И «Титаник» плывет

Фото Wilfried Hoesl

Баварская опера провела 31 июля онлайн-трансляцию оперы “Тристан и Изольда” в постановке Кшиштофа Варликовского. Йонас Кауфман и Аня Хартерос дебютировали в партиях титульных героев, а для дирижера Кирилла Петренко этот спектакль стал последним на посту музыкального руководителя мюнхенского оперного дома. Всех троих провожали бурными овациями, зато режиссеру, по слухам, на премьере достались столь же прочувствованные…

Смертию смерть поправ

В январе 2017 года четвертым сезоном завершился эпохальный британский сериал “Шерлок”, а уже в июне его создатели, неразлучная парочка Стивен Моффат и Марк Гейтисс, для удобства называемые своими поклонниками просто Мофф(т)исами, возвестили о грядущей телеадаптации еще одного викторианского мифа – о графе Дракуле, бессмертном герое одноименного романа Брэма Стокера. Фанаты с восторгом ловили драгоценные крохи…

Лебедь и бык

“Лебединая песня D744”, привезенная в Москву на фестиваль “Сезон Станиславского”, – прозрачнейший минималистский спектакль Ромео Кастеллуччи, в котором предельно наглядно обнажается центральная структура всех постановок итальянского мэтра. Это структура дыры, разрыва – травмы, упразднения смысла, парадоксальной пропасти небытия/бытия. Об этом Кастеллуччи говорит в интервью “Новой газете” (оно было дано в преддверии московских показов), предлагая нам…