Джакомо Пуччини был веселый и жизнерадостный человек, любивший розыгрыши, охоту, красивых женщин, разнообразные физические радости и театр – тоже за страстность и полноту чувств. Он стремился и практически обеспечить функциональность сценической драматургии, чтобы никто не мог снисходительно отмахнуться от оперы как от условного жанра. Музыка никогда не была для него самоценной, но и не превращалась…
После премьеры
Как пережить…
by Татьяна БЕЛОВА •
…лето Когда тебе тринадцать, лучшая подруга уехала навсегда, мир вокруг – сплошной отстой, а предки заставляют ехать на дачу, единственное спасение – это пересоздать жизнь силой своей фантазии. В дело идет всё: аниме-сериал, старые и новые знакомые, привычный пейзаж, чужие сюжетные модели. Скучные будни переплавляются в увлекательный роман, а ты, центр и владыка Вселенной, становишься…
После премьеры
Холодный фронт
by Татьяна БЕЛОВА •
“Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно”, – цитату из канцоны Петрарки Пушкин берет эпиграфом к шестой главе “Евгения Онегина”, а толкователи ломают перья, устанавливая, о каком именно племени ведет речь поэт. Шотландцы ли? Скифы? Мифические существа? Александр Николаевич Островский, в честь двухсотлетия которого по всей стране в 2023 году…
После премьеры
Как ни рядись, я пойму, что ты бес
by Татьяна БЕЛОВА •
Тонкая грань между реальностью людей и миром бесов для русской литературы, культуры, для самой русской национальной идеи на протяжении нескольких веков остается одной из любимых тем. Фантастическое и мистическое, фольклорное и психологическое – куда ни глянь, бесы и бесенята выглядывают из-за угла, дразнят, спорят, кружат в снежном мраке. И устремляются в Петербург – этот странный…
После премьеры
Между раем и мною – война
by Татьяна БЕЛОВА •
Красноярский ТЮЗ закрыл прошлый сезон премьерой: Роман Феодори и его команда поставили оперу Ольги Шайдуллиной “Жанна д’Арк” на либретто Михаила Бартенева. За строкой хроники – событие, огромное значение которого еще предстоит осознать без бурных эмоций и экзальтированных жестов. Эмоций (и экзальтации, разумеется, куда без нее, если речь идет о видениях, о голосах святых, об избранничестве…
После премьеры
Cantus belli
by Татьяна БЕЛОВА •
Илья Ильич Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, услышав, как она поет выходную арию Нормы. Casta diva, молитва, обращенная к непорочной богине, молитва об усмирении кровожадного стремления к войне, царящего в сердцах галльского племени, вероятно, казалась и Ивану Гончарову, и его читателям, современникам Винченцо Беллини, универсальным гимном любви и безмятежной жизни. Обломов ошибся: любовь к Ольге…
От первого лица
Михаил ПЛУТАХИН: «В театре предмета важнее всего найти человека»
by Татьяна БЕЛОВА •
Второй год подряд Михаил Плутахин становится номинантом “Золотой Маски” за свои режиссерские работы в созданном им “Театре предмета”. В “Наблюдателях”, поставленных в пространстве Музея ГУЛАГа с подлинными свидетелями лагерной жизни – кружками, чайниками, рабочими инструментами, – нет текста, история рассказана пластически и музыкально, а сюжет формируется лишь памятью и разумом зрителя. “Священный талисман”, где мир…
Событие
Пуритане и рыцари
by Татьяна БЕЛОВА •
Пока московские оперные дома делают ставку на кассовость репертуара и узнаваемость мелодий, множа шаблонные развлекательные хиты, на сцене Московской филармонии в ноябре показалось совсем другое лицо музыкального театра. Такой театр может обходиться без декораций и спецэффектов, но тем более впечатляющим оказывается его ресурс говорить с теми, кто готов слушать, о самых важных для жизни проблемах.…
После премьеры
Жизнь не роман?
by Татьяна БЕЛОВА •
О новом “Евгении Онегине”, премьере в екатеринбургском театре Урал Опера Балет – режиссер Дмитрий Волкострелов, сценограф Ксения Перетрухина, художник по костюмам Леша Лобанов, режиссер по пластике и хореограф Максим Петров, художник по свету Илья Пашнин, – кажется странным писать прозой. Настолько странным, что хочется найти другой способ изложения мыслей и чувств, возникающих по поводу постановки.…
Прощание
Режиссер без страха и упрека
by Татьяна БЕЛОВА •
Умер Грэм Вик. Поверить невозможно, нужно много раз написать и произнести вслух: если не поверишь, хотя бы осознаешь как непреложный факт. Вик был великим режиссером: самые простые слова, вещи и факты под его руками превращались в мощнейшие зрительские эмоции, а затем – или в то же самое время – в важные мысли. Его смерть мгновенно превратилась в…