Как пережить…

Сцена из спектакля “Как пережить лето”. Фото Н.ЧУНТОМОВА

Сцена из спектакля “Как пережить лето”. Фото Н.ЧУНТОМОВА

…лето

Когда тебе тринадцать, лучшая подруга уехала навсегда, мир вокруг – сплошной отстой, а предки заставляют ехать на дачу, единственное спасение – это пересоздать жизнь силой своей фантазии. В дело идет всё: аниме-сериал, старые и новые знакомые, привычный пейзаж, чужие сюжетные модели. Скучные будни переплавляются в увлекательный роман, а ты, центр и владыка Вселенной, становишься всемогущим.

Мюзикл “Как пережить лето” (либретто Даны Жанэ и Александра Марголина, музыка Александра Марголина) стал одной из первых премьер сезона в пермском Театре-Театре. Черноту камерного пространства Сцены Молот оттеняет рыжая глина выжженной инопланетной почвы: так глазами главной героини Полины видится мир и зрителям. Речка, дачная веранда, Ореховая роща, которую обсуждают взрослые и ненароком спасают от вырубки дети, словом, то, что как раз должно быть осязаемой реальностью, существует лишь как фантом, достраивать его каждый в зале волен уже собственным воображением и памятью. Реальный мир так же фантастичен, как и выдуманный Полиной; они разграничены музыкально и интонационно, но неотделимы визуально и пространственно.

 

…школу

Когда тебе пятнадцать, мир вокруг – сплошной отстой. Мама вечно занята на работе, в новой школе, на которую было много надежд, тебя записали в изгои, отчим пытается сделать из тебя “настоящего мужика” методом “упал-отжался”, даже собаки на районе не ластятся, а облаивают. Но герой мюзикла “Удачи, Марк!” (либретто Никиты Рязанского, музыка Ольги Шайдуллиной) не пытается укрыться в фантазиях, находя в себе и других суперсилы. Напротив, он готов в каждом найти суперслабость, вывернуть наизнанку, превратить лидера в аутсайдера. Разрушать чужие воздушные замки увлекательно, следить за этим процессом – еще увлекательнее: то, что по сюжету оказывается набирающим популярность видеоблогом Марка, его способом художественного и документального переосмысления реальности, постановщик спектакля на большой сцене ТТ Алексей Крикливый превращает в многоплановое шоу. На видеоэкранах анимацию сменяет live-видео, а его – узнаваемые пермские пейзажи и слоганы, из бассейна вылезает или летает над площадкой печальный клоун (надувная реплика знаменитого Companion от KAWS), и декорации постоянно перемещаются, преобразуя пространство, чтобы движение мебели и движение людей ни на минуту не давали остановиться и выдохнуть. Стоп-кадры даны только взрослым, вспоминающим своих детей младенцами: маме Марка, опечаленной взрослением сына не по ее идеальному сценарию; родителям Дэна – доведенного Марком до отчаяния одноклассника, – привыкшим решать все проблемы сына, едва не умершего новорожденным.

Однако партитура требует гораздо меньшей сценической суеты. Стилизуя и соединяя внутри музыкального универсума “Марка” рэп и кей-поп, приблатненную хрипотцу “Любэ” и балладность французской эстрады с ее непредсказуемыми диссонансами, Ольга Шайдуллина не упрощает задачу ни слушателям, ни исполнителям. Мастер напряженной, псевдобесстрастной лирики, медленной рефлексии, даже школьный гимн и дразнилки, исполняемые всем классом, вместо короткого торжественного скандирования она пишет длинными фразами, для которых необходимо мастерское дыхание и разнообразная, очень точно выстроенная интонация. При этом, как полагается по законам жанра, мелодии мюзикла прочно поселяются в голове слушателя, емкие и хлесткие формулировки либретто впечатываются в память: “Марка” невозможно выбросить из головы, как что-то проходное, зато возможно полюбить и выучить наизусть, посмотрев много раз подряд.

 

…репертуарный кризис

Законы жанра упомянуты выше неслучайно. Поискам особого пути русского мюзикла Борис Мильграм, худрук Театра-Театра, посвятил как минимум полтора десятка лет, начиная с переноса на пермскую сцену в 2011 году “Владимирской площади” Александра Журбина и Вячеслава Вербина в постановке Владислава Пази. С тех пор в Театре-Театре заказывают новые партитуры (хит последних трех сезонов – “Три товарища” Михаила Бартенева и Евгения Загота). Ставят кросс-жанровые спектакли (из недавних – “Катерина Измайлова” на текст либретто оперы Дмитрия Шостаковича и Александра Прейса, поданный как драматическая пьеса, но прослоенный и организованный специально написанной музыкой Дмитрия Курляндского; “Сердце Пармы”, мистериально-пластическая фантазия, творимая звучанием больше, чем словами). Осваивают не только мюзиклы, но и академический мелос (“Антигона” Ольги Шайдуллиной, “Сережа очень тупой” Владимира Раннева – настоящие оперы, и поют их без скидок на непрофильность площадки). А еще, не дожидаясь милостей от западных образцов и лицензиатов, уже три года собирают собственную Лабораторию, где молодые либреттисты и композиторы учатся, спорят, придумывают – и пишут для ТТ актуальный и совершенно эксклюзивный репертуар. “Как пережить лето” – продукт первой лаборатории, “Удачи, Марк!” – второй. В прошлом сезоне в афишу ТТ уже вошла “Живая история о смерти”, в нынешнем ожидается премьера еще одного зачатого в лабораторной пробирке мюзикла – “Чертова доставка”. Темы, инструментарий, стиль создаваемых эскизов предельно разнообразны и ничем не ограничены. Мюзикл в представлении Бориса Мильграма и его коллег по Лаборатории – это территория свободы, доверительного разговора и уважения к зрителю-собеседнику.

Сцена из спектакля “Удачи, Марк!” Фото Н.ЧУНТОМОВА

Сцена из спектакля “Удачи, Марк!” Фото Н.ЧУНТОМОВА

…ужас бытия

Разговор при этом выходит далеко за рамки собственно сюжета. Школьный буллинг, кризис взросления, семейное насилие – “Удачи, Марк!”, несомненно, обо всем этом. Но если посмотреть шире, окажется, что через частные истории авторы и постановщики мюзикла фактически исследуют природу вседозволенности и границы ответственности. “Ему можно всё, вы должны понять!” – поют родители Дэна, золотого мальчика, избалованного и самоуверенного, чье чувство превосходства и безнаказанности стало спусковым крючком трагических школьных событий. Это позиция безусловной любви и безусловного принятия, сформулированная и артикулируемая в моменты абсолютного отчаяния, и Александр Гончарук с Ольгой Пудовой транслируют любовь и отчаяние с такой силой, что эмоциональное восприятие и сочувствие перевешивают любое рациональное возражение этой позиции. “Ему уже давно всё можно”, – говорит о Марке его и Дэна одноклассница Дина, идеальная девочка, живущая под защитой кокона родительских установок и возможностей. Марк сознательно нарушает чужие границы приватности, превращая нарушение в оружие, причиняя боль другим, потому что это его единственный способ добиться внимания. Эта вседозволенность не от любви, от недолюбленности, но развивается она благодаря всеобщему радостному потаканию (“Я прошу, подгоните немного попкорна!” – так одноклассники следят за выходками Марка и слезами его жертв, солидаризируясь в лайках и улюлюканье). Вседозволенность для Марка – результат воспитания отчима по кличке Лось (энергичный и внезапно брутальный Марат Мударисов), который действует тумаками и дрессурой, на что привычно закрывает глаза любящая мама (Анна Сырчикова), или попытка противодействия ему? Вседозволенность – свойство лидера или аутсайдера?

 

…взросление в профессии

Когда тебе чуть больше двадцати, мир кажется кладезем возможностей. Действие мюзикла “Удачи, Марк!” разворачивается на территории элитной “Школы лидеров”, и в ее гимне утверждается “Мы – наследники страны”. В Театре-Театре могут одновременно подать эту реплику совершенно всерьез, как требует спектакль, дать зрителю ощутить иронию по поводу сверхпафосности и серьезности подобной реплики, как задумано авторами произведения, и показать, до какой степени она верна в расширительном толковании, если смотреть на работу труппы и ее постоянное развитие.

Главные роли взрослеющих и преодолевающих кризисы подростков в “Марке” и “Как пережить лето” играют буквально вчерашние студенты: Анастасия Демьянец, Владислава Костылева, Сергей Белов, Станислав Фоминых. В ансамбле же выходят их однокашники, выпускники курса Бориса Мильграма в Московском институте современного искусства, учившиеся на базе ТТ. Дипломы об окончании обучения все они получили 29 февраля, сыграв перед тем огромный, разнообразный по материалу и стилю концерт, где пели американскую и британскую виртуозную, бравурную, лирическую классику (по-английски), французскую, неизменно на разрыв аорты (по-французски), и отечественные, визитной карточкой ТТ, эксклюзивные номера (по-русски). Взлетали на трапеции под купол, отбивали дробь каблуками, замирали в напряжении всего тела, сконцентрировав всё, что дают музыка и текст, в голосе. В прошлом сезоне курс выпустил мистический и зажигательный мюзикл “Сонная лощина”, немедленно собравший урожай номинаций на “Золотую Маску” и ставший одним из репертуарных хитов театра, несмотря на довольно запутанный сюжет, исполнение по-английски без титров и сложную музыкальную ткань.

Кажется, что они действительно всемогущи, было бы куда приложить их таланты, безграничную работоспособность и чувство стиля, воспитанное их педагогами Евгенией Прозоровой, Ксенией Малининой, Ириной Макси-мовой, Анной Шестаковой, дирижером Кириллом Бузмаковым. Очень хочется, чтобы им – на сцене, в творчестве, в проживании жизни театром – и в самом деле можно было всё.

Татьяна БЕЛОВА

«Экран и сцена»
№ 3 за 2024 год.