Кристина МАТВИЕНКО

Соседи

Затея показать в Эстонии русскоязычные пьесы родилась у Русского театра, который в лице своего нынешнего руководителя Филиппа Лося строит общее культурное поле для эстонского и русского зрителя. Это трудно, но необходимо. Схему отбора текстов, перевода их на эстонский язык, поиска молодых эстонских режиссеров, которым эти тексты были бы интересны, превратили в реальность московская “Золотая Маска”,…

Милые дети Рау

Мило Рау – один из тех сегодняшних театральных документалистов, чьи спектакли связаны с политически острыми темами и привычкой проблематизировать больные вопросы современности и недавнего прошлого. Созданный им в 2007 году театр называется “Междуна-родный институт политического убийства”. Среди российских опытов режиссера – спектакль Moscow trials (Сахаровский центр, 2013), посвященный процессам над кураторами выставки “Осторожно, религия!” и…

Комната сына

«Hikikomori» («Хикикомори – бегство») – один из двух зарубежных спектаклей на «Золотой репке». Но зато какой! Лионский коллектив Theatre Nouvelle Generation придумал и с инженерной точностью воплотил историю о мальчике, ставшем эскапистом (иначе говоря – хикикомори) в знак протеста против гаджетирующего мира и равнодушных родителей. Перед началом зрителям раздают наушники – с зеленой и красной…

Разархивировать город

Рижский Homo Novus – один из старейших европейских театральных фестивалей; его пятнадцатилетняя история связана во многом с экспериментальным полем искусства, которое продвигает умная и открытая миру команда кураторов из латвийского Нового Института театра. Деятельность Института меняется с годами, в том числе в сторону продюсерской деятельности, позволяющей осуществляться встрече молодого латвийского театра и зарубежных художников. Сам…

Сюжеты для небольших рассказов

Большой театр кукол в Петербурге живет очень интересной жизнью: весной 2019 здесь прошел фестиваль “Большой маленький человек”, показавший современное лицо театра для детей, а перед самым началом сезона Наталья Сергеевская и Руслан Кудашов сочинили и провели двухдневный интенсив с нетривиальным сюжетом. Восемь молодых режиссеров представили эскизы (почти все из них – готовые спектакли, некоторые со…

Крайний Запад

В Калининграде – столице анклава, расположение которого идеально подходит для проведения международного фестиваля (рядом – как минимум Литва, Польша, Белоруссия), театральный фестиваль получился впервые. Здесь долгие годы проходят “Балтийские сезоны”, но конкурсного смотра, где встретились бы и привозное, и локальное искусство, не было. Международный фестиваль “Башня”, идея создания которого принадлежит режиссеру Алле Татариковой-Карпенко, а всю…

Свое и чужое

Сцена из спектакля “Зулейха открывает глаза”

Июньская неделя XIV Международного театрального фестиваля тюркских народов “Науруз” в Казани – это огромная программа в тридцать названий, с фокусом на Башкирии и с очень богатой картой театров. Главная площадка и организатор (кроме Минкульта и СТД РФ) – Театр имени Г.Камала, аккумулирующий сегодняшние нерв и разнообразие тюркоязычных театров. Конкурс и жюри отменили, обсуждения для трупп…

В отрыве от цивилизации

• Сцена из спектакля “Собачье сердце” Краевого театра драмы (Хабаровск). Фото О.ПОЛОННИКОВОЙ

Два “Собачьих сердца” соседствовали в программе “Маска Плюс” фестиваля “Золотая Маска”, собранной в 2019 году кураторами Оксаной Ефременко (Новосибирск), Юлией Клейман (Санкт-Петербург) и Алексеем Киселевым (Москва), и спровоцировали разговор не столько об интерпретациях, сколько о новых способах сочинения спектакля. Выученики Петербургской театральной академии, Николай Русский и Олег Еремин опробовали свои ключи на одном и том…

Еще один инструктаж

Сцена из спектакля “Не удивляйся, когда придут поджигать твой дом” Фото предоставлено Русским театром Эстонии

Год назад, в 2017-м, Русский театр Эстонии возглавил режиссер Филипп Лось. Не так давно в театр, в чьем прошлом – довольно сложная история и нетривиальный статус учреждения культуры, которое на территории нынешнего Евросоюза занимается сохранением русского языка, пришла драматург Ярослава Пулинович. Оба хорошо известны в российском театре: Лось – работами в московских коллективах и своей…

Весело и грустно

Фото М. ДЕНИСОВОЙ

Спектакль “Море. Сосны” по одноименной повести Михаила Угарова, опубликованной в журнале “Новый мир” в 2010 году,  начали репетировать в Центре имени Вс.Мейерхольда в 2018, уже после внезапной смерти автора. Отпечаток грустного и, в общем-то, трагического контекста лежит и сегодня на постановке Саши Денисовой – тем более что играют в ней артисты и сотоварищи Михаила Угарова…