Дмитрий АБАУЛИН

Театр ее величества короны

Сцена из спектакля “Три сестры” Петера Штайна

Август – самое время для подведения итогов театрального сезона. Но интуиция подсказывает, что итоги подводить пока рано – или нужно было это сделать несколькими месяцами раньше. Потому что сезон до начала мартовской двухнедельной самоизоляции, затянувшейся на месяцы, и сезон после этой даты относятся к двум разным театральным эпохам. На первый взгляд, новая эпоха показала, что…

Генеральная пауза

Генеральная пауза – момент, когда молчат все инструменты оркестра – затянулась не на дни, а на недели. Слышно, как тикают часы, хотя в них давно уже нет механических деталей. Наверное, именно это теперь будет ассоциироваться с выражением “фантомные боли”: звуки музыки, доносящиеся из динамиков компьютера. Театры не работают, но ты продолжаешь ждать новых спектаклей и…

Роман с продолжением

В издательстве “Индрик” вышел седьмой выпуск альманаха “Мнемозина” (редактор-составитель Владислав Иванов). Значит – нас опять ждет знакомство с ранее не публиковавшимися документами, относящимися к истории отечественного театра XX столетия. Звучат голоса свидетелей эпохи, и из их разноголосицы постепенно, год за годом, складывается яркая и объемная картина. Мы словно читаем увлекательный роман, выходящий в журнале с…

Переписывая и перечитывая

Сцена из спектакля «Тайгер Лиллиз играют “Гамлета”». Фото А.КУРОВА

Чеховский фестиваль-2019 закончился сильным аккордом очень разных по эстетике, но в равной степени мощных спектаклей. Бьющая наотмашь “Жизель” Акрама Хана и медитативная семичасовая сага Робера Лепажа “Семь притоков реки Ота” в очередной раз заставляют благодарить фестивальную команду, из года в год привозящую в Россию искусство высшей пробы. Наблюдая за поворотами фестивального сюжета, понимаешь, как разнообразен…

Пограничные конфликты в эпоху перемен

Сцена из спектакля “Сны Иакова, или Страшно место”. Фото Б.РАХИМОВА

Любимая игра всех обсуждающих итоги “Золотой Маски” – указать на ошибки, недочеты, намекнуть на предвзятость и некомпетентность. Повод всегда найти можно, сколько людей, столько и мнений. Вот почему таким актуальным остается лозунг первых лет существования премии и фестиваля: давайте относиться к конкурсу как к игре, результаты не стоит принимать уж очень всерьез. Не слишком возноситься…

Далекие голоса

Сцена из спектакля “Пассажирка” Фото С.ГУТНИКА

“Если заглохнет эхо их голосов – мы погибнем”. Эти строки Поля Элюара звучат в опере “Пассажирка” М.Вайнберга, сыгранной Екатеринбургским театром оперы и балета на “Золотой Маске”. Тема исторической памяти стала важной доминантой прошедшего фестиваля. В его музыкальной программе встретились три спектакля, сознательно поднимающих и решающих исторические вопросы. Причем во всех трех случаях мы имеем дело…

Эхо далеких сражений

Сцена из спектакля “Пока львы молчат” Фото Jean Louis Fernandez

Июльские спектакли, завершавшие зарубежную программу XIII Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова, подобрались таким образом, что на наших глазах выкристаллизовался сквозной сюжет двухмесячного театрального праздника. Подводя итог фестиваля-юбиляра (в 2017 году ему исполнилось 25 лет), можно сказать, что лейтмотивом стала тема национальной идентичности: встреча разных цивилизаций, напряженно и с определенной опаской вглядывающихся друг в друга; познание…

Две женщины и одна премия

Сцена из спектакля “Геракл”. Фото О.МЕНЬКОВА

За несколько лет все уже привыкли к тому, что судьбу большинства музыкальных номинаций “Золотой Маски” решают четыре города: Москва, Петербург, Пермь и Екатеринбург. Так случилось и на этот раз. Однако порой стоит отвлечься от конкурсных перипетий и посмотреть на происходящее с точки зрения перспективы. Ведь интересные события случаются и за пределами этого магического квадрата, но…

Праздники, которые уже с тобой

Фото Р.АСТАХОВА

Над черной пустотой висит гирлянда разноцветных лампочек. Посреди сцены – небольшой помост. Мужчина и женщина выходят, поднимаются на помост и встают рука об руку лицом к зрителям. Счастливо найденная мизансцена фиксируется и не меняется до самого окончания спектакля. Это – “Праздники будущего” английской группы “Forced Entertainment”, показанные на фестивале NET. Коллективное сочинение, срежиссированное Тимом Этчеллсом,…

Казачий круг

Сцена из спектакля "Казаки". Фото Т.МАЙОРОВОЙ

В конце мая завершает свой 81-й сезон Нижегородский театр оперы и балета имени А.С.Пушкина. Прошедший год в жизни театра можно считать революционным. Традиционный для провинциального очага культуры репертуар, состоящий из “Евгения Онегина”, “Травиаты”, “Мадам Баттерфляй”, “Кармен” и других оперных шлягеров, был взорван премьерой “Казаков” дагестанского композитора Ширвани Чалаева. Опера, написанная в 2007–2008 годах, впервые была…