Дмитрий АБАУЛИН

Две сестры

Сцена из спектакля “Саломея”. Фото М.РИТТЕРСХАУС / Большой театр

“Саломея” и “Электра”, две ранние оперы Рихарда Штрауса, похожи, как две сестры – и различны, как могут отличаться друг от друга даже самые близкие родственники. Для обеих опер характерна предельно насыщенная оркестровая фактура, усложненная гармония, обе обращены к мифологической древности, но увиденной через оптику фрейдовского пенсне. Оскар Уайльд и Гуго фон Гофмансталь, чьи пьесы легли…

Мир, сотворенный заново

Фото А.КУРОВА / МТФ имени А.П.Чехова

В минувшем декабре, когда Чеховский фестиваль обнародовал афишу 2021 года и открыл предварительную продажу билетов на спектакли, это казалось совершенно нереальным. Возможно ли собрать международную программу в тот момент, когда парализована не только культурная жизнь, но и все связи между странами? Но Валерий Шадрин и его команда решили не ждать у моря погоды, а своими…

Особенности национального мелоса в осенний период

Онегин–Григорий Чернецов в спектакле “Евгений Онегин”. Фото В.ВАСИЛЬЕВА

Рестарт “Золотой Маски”, прервавшейся весной в самый разгар фестиваля и вернувшейся к зрителям в сентябре, вышел сложным и нервным. От проблем, вызванных пандемией, никуда не уйти. В результате часть спектаклей, которые весной должны были быть показаны в Москве, жюри смотрело уже в регионах. Из “невозвращенцев” оперной афиши особенно жаль красноярскую постановку озорного фарса Франсиса Пуленка…

Театр ее величества короны

Сцена из спектакля “Три сестры” Петера Штайна

Август – самое время для подведения итогов театрального сезона. Но интуиция подсказывает, что итоги подводить пока рано – или нужно было это сделать несколькими месяцами раньше. Потому что сезон до начала мартовской двухнедельной самоизоляции, затянувшейся на месяцы, и сезон после этой даты относятся к двум разным театральным эпохам. На первый взгляд, новая эпоха показала, что…

Генеральная пауза

Генеральная пауза – момент, когда молчат все инструменты оркестра – затянулась не на дни, а на недели. Слышно, как тикают часы, хотя в них давно уже нет механических деталей. Наверное, именно это теперь будет ассоциироваться с выражением “фантомные боли”: звуки музыки, доносящиеся из динамиков компьютера. Театры не работают, но ты продолжаешь ждать новых спектаклей и…

Роман с продолжением

В издательстве “Индрик” вышел седьмой выпуск альманаха “Мнемозина” (редактор-составитель Владислав Иванов). Значит – нас опять ждет знакомство с ранее не публиковавшимися документами, относящимися к истории отечественного театра XX столетия. Звучат голоса свидетелей эпохи, и из их разноголосицы постепенно, год за годом, складывается яркая и объемная картина. Мы словно читаем увлекательный роман, выходящий в журнале с…

Переписывая и перечитывая

Сцена из спектакля «Тайгер Лиллиз играют “Гамлета”». Фото А.КУРОВА

Чеховский фестиваль-2019 закончился сильным аккордом очень разных по эстетике, но в равной степени мощных спектаклей. Бьющая наотмашь “Жизель” Акрама Хана и медитативная семичасовая сага Робера Лепажа “Семь притоков реки Ота” в очередной раз заставляют благодарить фестивальную команду, из года в год привозящую в Россию искусство высшей пробы. Наблюдая за поворотами фестивального сюжета, понимаешь, как разнообразен…

Пограничные конфликты в эпоху перемен

Сцена из спектакля “Сны Иакова, или Страшно место”. Фото Б.РАХИМОВА

Любимая игра всех обсуждающих итоги “Золотой Маски” – указать на ошибки, недочеты, намекнуть на предвзятость и некомпетентность. Повод всегда найти можно, сколько людей, столько и мнений. Вот почему таким актуальным остается лозунг первых лет существования премии и фестиваля: давайте относиться к конкурсу как к игре, результаты не стоит принимать уж очень всерьез. Не слишком возноситься…

Далекие голоса

Сцена из спектакля “Пассажирка” Фото С.ГУТНИКА

“Если заглохнет эхо их голосов – мы погибнем”. Эти строки Поля Элюара звучат в опере “Пассажирка” М.Вайнберга, сыгранной Екатеринбургским театром оперы и балета на “Золотой Маске”. Тема исторической памяти стала важной доминантой прошедшего фестиваля. В его музыкальной программе встретились три спектакля, сознательно поднимающих и решающих исторические вопросы. Причем во всех трех случаях мы имеем дело…

Эхо далеких сражений

Сцена из спектакля “Пока львы молчат” Фото Jean Louis Fernandez

Июльские спектакли, завершавшие зарубежную программу XIII Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова, подобрались таким образом, что на наших глазах выкристаллизовался сквозной сюжет двухмесячного театрального праздника. Подводя итог фестиваля-юбиляра (в 2017 году ему исполнилось 25 лет), можно сказать, что лейтмотивом стала тема национальной идентичности: встреча разных цивилизаций, напряженно и с определенной опаской вглядывающихся друг в друга; познание…