Об итогах фестиваля “Золотая Маска” в музыкальных жанрах размышляет член экспертного совета сезона 2021–2022 Дмитрий Абаулин.
“Золотая Маска” глазами экспертов и глазами членов жюри – две разных истории. Различные задачи определяют специфику восприятия. Дело экспертов – не выплеснуть вместе с многообразной театральной водой ребенка здравого смысла. Жюри устанавливает более жесткие критерии, и ему чаще приходится резать по живому. Сочетание разнонаправленных сил дает общую картину, которую будут вспоминать спустя годы.
Предугадывать решения жюри – дело неблагодарное, даже для тех, кто собирал афишу фестиваля. Каждый раз как минимум один спектакль, казавшийся серьезным претендентом на успех, выглядит на фестивальном показе неубедительно. И наоборот, кто-то из “темных лошадок” обязательно производит более яркое впечатление, чем можно было предсказать заранее.
В нынешнем году правило контраста наиболее наглядно сработало в оперном конкурсе. Неудачником стал пермский “Евгений Онегин”, смотревшийся на Новой сцене Большого театра как-то совсем уж сиротски и провинциально. Эстетизм художника-режиссера вдруг сбился в манерность, вокальная и сценическая неловкость артистов, кое-как терпимая на своей сцене, стала вопиющей. Награда за лучшую режиссуру, которую получил за “Онегина” Владиславс Наставшевс, выглядит в значительной мере компромиссом и данью предыдущим успехам театра.
Напротив, ощутимый шаг вперед сделал Музыкальный театр Республики Карелия, привезший свою версию репертуарного мейнстрима. “Паяцы” Р.Леонкавалло в постановке главного режиссера театра Анны Осипенко прошли в Москве с подъемом, на хорошем нерве. Габариты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оказались чуть великоваты для вращающейся трибуны, которую выстроили Мария Лукка и Александр Мохов (лауреаты “Золотой Маски”-2022 в драме). В Петрозаводске декорация заполняет весь объем сцены, словно вползая в зрительный зал. Поворот – и вместо арены мы видим закулисные лабиринты, в которых гримируются артисты. Еще поворот – и перед нами снова возбужденные предстоящим шоу зрители. В Москве сценическая конструкция отодвинулась вглубь, однако у спектакля оказался достаточный запас энергии, чтобы прорвать эту дистанцию. Да, потерялась часть эффекта крупных планов, возможно, не было видно каких-то нюансов, но общая динамика и логика построения остались. И – что было как раз ожидаемо – “выстрелил” на фестивальном показе харизматичный лидер постановки Павел Назаров, сыгравший в своем Тонио мрачную изнанку психологии не только актера – любой публичной персоны, превратившей жизнь в реалити-шоу. Редкая радость: в “Паяцах” осмысленно использован видеоконтент, за несколько лет превратившийся из забавной игрушки в подлинное проклятие театра. Видеопроекции в “Паяцах” – это дневник современного человека с его душевным эксгибиционизмом в сочетании с вуайеризмом.
Тринадцать лет назад у Музыкального театра Республики Карелия уже была “Золотая Маска” – тогда лауреатом в балете был назван Владимир Варнава. Танцовщик сумел развить и конвертировать свой успех, стал модным хореографом, а вот театр немного ушел в тень, довольствуясь в лучше случае попаданием в список номинантов. Хотелось бы, чтобы коллектив из Перозаводска на этот раз закрепился на новом рубеже.
Еще одно новое имя среди лауреатов – Валерий Кирьянов, главный дирижер театра “Геликон-опера”. В отличие от тех, кто врывается на Олимп сразу, он поднимался к вершине медленно и неуклонно, не миновав ни позиции ассистента, ни работы вдали от Москвы. Профессиональный уровень дирижера, его вдумчивая и солидная манера уже хорошо известны, так что “Аида”, трактованная им масштабно и убедительно, – отнюдь не случайность.
Лучшим спектаклем в опере был назван “Мертвый город” театра “Новая опера”. В условиях, когда абсолютного лидера в оперной афише не было, выбор жюри был сделан в пользу раритетного названия, что по-своему логично. Это прежде всего расширение горизонтов: опера Эриха Вольфганга Корнгольда часто ставится в Европе, но никогда не шла у нас.
Постановка не лишена недостатков: к ним относится и тяжеловесная декорация, перемещающаяся вверх-вниз с грузным скрежетом, мешающим музыке, и столь же тяжеловесная режиссерская конструкция Василия Бархатова, решившего надстроить над сложным сюжетом дополнительный этаж. У бельгийского символиста Жоржа Роденбаха, автора романа “Мертвый Брюгге”, и у идущего по его стопам Корнгольда главный герой, оплакивая смерть жены, запутывается в собственных фантазиях и грезах. Режиссер, решив для себя, что речь идет не о смерти, а о разводе двух супругов, уходит в мир своих миражей и на твердую почву логики уже не возвращается.
Прошлогодней премьерой “Мертвого города” дирижировал Валентин Урюпин, поэтому сменивший его за пультом Дмитрий Матвиенко не попал даже в число номинантов, однако его заслуга в общем успехе велика. Любопытна история еще одной замены: штатная солистка “Новой оперы” Марина Нерабеева стала основной исполнительницей партии Мари/Мариэтты в результате того, что не смог-ла приехать приглашенная солистка Елена Стихина. Нерабеева в итоге получила “Золотую Маску” за лучшую женскую роль: наглядное подтверждение того, что творческие ресурсы не обязательно искать за тридевять земель.
В отличие от оперы, в балете имелся яркий лидер, хотя и неожиданный, если исходить из устоявшихся представлений о балетной карте страны. “Катарина, или Дочь разбойника” Красноярского театра оперы и балета имени Д.А.Хворостовского – прорыв, который случается не каждый год. В мир законсервировавшейся классики и бессюжетных одноактовок пришла еще одна неожиданная гостья из прошлого. Пришла и чувствует себя как дома.
Секрет “Катарины” в редком балансе всех составляющих, начиная с замысла и кончая нюансами воплощения, будь то стилизованная под старину сценография Альоны Пикаловой, яркие и выигрышные для танцовщиков костюмы Елены Зайцевой, композиторская работа Петра Поспелова, собравшего из разнородных фрагментов, кое-где оркестровавшего, а местами, кажется, и нафантазировавшего музыку Пуни. Отметим и дирижерскую работу Ивана Великанова, воплотившего эти фантазии в старинном стиле в жизнь.
Возвращая на сцену из небытия балет Жюля Перро, постановщики проявили и вкус, и незаурядное воображение. Спектакль отнюдь не так простодушен, как кажется с первого взгляда. Взять хотя бы три финала, которыми он завершается: главные герои проигрывают краткую сцену трижды, комбинируя типовые стечения обстоятельств балетных либретто. В зависимости от этого мы видим либо трагический финал, либо почти хэппи-энд.
Однако игра с театральными клише и иронические апарты не становятся самодовлеющими – иначе быстро наскучили бы. Хореографы Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц уложили в два с половиной часа сценического времени массу изобретательно сочиненных танцев, дающих возможность показать себя и кордебалету, и двойкам-четверкам солистов, и премьерам. Итогом стала абсолютно заслуженная победа театра, который нашел возможность взглянуть на классический многоактный балет с неожиданной точки зрения. К сожалению, для любого немосковского театра громкий успех почти всегда сопряжен с потерями. Быть на виду – значит привлекать особое внимание столичных рекрутеров. Вот и Елена Свинко, получившая “Золотую Маску” за роль Катарины, приехала на фестиваль уже в качестве приглашенной солистки Красноярского театра оперы и балета – ее новым местом работы стал Михайловский театр.
Балетный сезон 2021-2022 вообще вышел на загляденье. Двумя яркими вехами стали “Танцемания” на музыку Юрия Красавина в Большом театре и проект “L.A.D.” – совместная продукция театра “Урал Опера Балет”, фонда M.ART и продюсерского агентства JokerLab, посвященная юбилею Леонида Десятникова (инициалы композитора стали названием проекта, в котором приняли участие четыре хореографа). Не будь “Катарины”, именно они оспаривали бы балетное первенство. Лучшим хореографом уже традиционно был назван Вячеслав Самодуров, чья встреча со звездами Большого театра в “Танцемании” дала мощный выброс энергии движения, двадцатиминутный фейерверк виртуозных танцевальных комбинаций. Примечательной оказалась и работа Максима Севагина: его фрагмент под названием “Безупречная ошибка” стал композиционным стержнем “L.A.D.”.
Лучшим спектаклем современного танца была названа постановка Ксении Михеевой “Место, которого еще не было”, единственная в конкурсной программе многофигурная композиция. Четыре остальных спектакля-номинанта – работы совсем камерные. Это два дуэта – “ДОР” Марии и Марселя Нуриевых и “Адам и Ева” Ольги Васильевой, и два соло – “Дробный ход” Татьяны Чижиковой и “Soulwhirl” Ольги Цветковой. Они наглядно демонстрируют, как жанр все более дрейфует от чистой хореографии в сторону перформанса.
Еще одна важная тенденция, мимо которой не прошла “Золотая Маска”: обращение современного мультижанрового театра к истокам, поиск вдохновения в народной музыке. “ДОР” немыслим без сидящих вокруг танцовщиков музыкантов, миксующих восточные напевы с джазовыми мотивами. Спектакль “К реке” театральной компании “немхат” построен на коми-пермяцких песнях, исполняемых Дашей Калиной. На основе фольклора строится и аудиоперформанс “Детство. Коромысли. Глава 3” – победитель конкурса в номинации “Эксперимент”.
Признаться, полной неожиданностью стала победа “Трех товарищей” в номинации “Оперетта/мюзикл”. Крепко сбитая постановка Пермского Театра-Театра совсем не плоха, если считать, что задача мюзикла – развлечь зрителя, дать ему возможность провести вечер в обществе знакомых литературных героев и вспомнить мелодраматический сюжет популярного романа Ремарка. Если же предположить, что мюзикл может поднимать серьезные вопросы – то преимущество тут за “Кабаре”. Но этому произведению не везет второй год подряд. На прошлую “Золотую Маску” не был отобран очень удачный спектакль, поставленный Алексеем Франдетти в новосибирском “Глобусе”. На этот раз без главной награды остался спектакль Театра Наций, хотя и собрал премии практически во всех частных номинациях (лучшая женская роль – Александра Урсуляк, лучшая мужская роль – Олег Савцов, лучшая роль второго плана – Елена Шанина, лучшая работа режиссера – Евгений Писарев, лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре – Виктория Севрюкова). Наверное, этот результат можно считать случайностью, проявлением статистической погрешности, которая неизбежна в любом коллегиальном решении. Каждый из нас выбирает для себя спектакли, которые навсегда остаются с нами. “Кабаре” – из их числа.
Дмитрий АБАУЛИН
«Экран и сцена»
№ 9-10 за 2023 год.