Венецианский фестиваль по общему уровню не был выдающимся, но два или три фильма из его конкурса останутся в истории кинематографа. Это прежде всего «Соседняя комната» Педро Альмодовара и «Апрель» Деи Кулумбегашвили. При всех отличиях их объединяет принадлежность к тому сегменту кинематографа, который можно назвать высоким артхаусом. «Соседняя комната» – первая англоязычная полнометражная картина Альмодовара, ее…
Кинофестивали
Литовско-грузинский прорыв
by Елена ПЛАХОВА •
Фестиваль в Локарно прошел в этом году с новым президентом: им стала Майя Хоффман, известная как коллекционер, меценат и продюсер документальных фильмов. Она заказала фестивальную афишу знаменитой своими гламурными фотопровокациями Энни Лейбовиц: на картинке огромный хвостатый леопард стоит на берегу озера Лаго Маджоре и на фоне окружающих его гор. Так обыграна тема золотых и серебряных…
Кинофестивали
У фестиваля женское лицо
by Елена ПЛАХОВА •
Начнем со списка победителей конкурса. “Золотая пальмовая ветвь” 77-го Каннского фестиваля присуждена американской картине “Анора” Шона Бейкера. Второй по значению Гран-при – индийскому фильму “Все, что мы представляем как свет” (режиссер Паял Кападиа). Третий по ранжиру Приз жюри – французской “Эмилии Перес” Жака Одиара. Приз за сценарий – американо-французской “Субстанции” Корали Фаржа. Что общее у…
Кинофестивали
На тонкой грани
by Елена ПЛАХОВА •
Нынешний Берлинале прошел в раскаленной политической атмосфере, но ему не привыкать: фестиваль родился на гребне холодной войны и всю свою историю очень сильно зависел от политики. Хотя нынешний куратор Карло Шатриан и стремился сделать из фестиваля выставку высокого искусства, собрав коллекцию незаурядных фильмов. Но “Золотой медведь” все равно был присужден не по художественному принципу, а…
Кинофестивали
Пограничное кино
by Елена ПЛАХОВА •
Фестиваль в Роттердаме предлагает коллекцию самых разнообразных фильмов со всего мира. В этом году каталог вместил несколько сотен названий. Как правило, самое интригующее происходит на границе между игровым и документальным, а также между старой традицией и новейшими технологиями. Судьбу самого почетного приза в Роттердаме решает публика. Раньше голосование шло прямо в кинотеатрах после каждого просмотра:…
Кинофестивали
Игра с реальностью и боль горячих точек
by Елена ПЛАХОВА •
Фестиваль документального кино IDFA прошел в Амстердаме в дни, когда весь мир напряженно следил за обострением конфликта на Ближнем Востоке: вторжение боевиков ХАМАС в Израиль, захват заложников, операция израильской армии и гуманитарная катастрофа в секторе Газа. Фестиваль всегда неравнодушный к турбуленциям современного мира не мог не отреагировать на эти трагические события. Тем более после акции…
Кинофестивали
Частное и честное
by Елена ПЛАХОВА •
На 71-й международный кинофестиваль, проходивший в Сан-Себастьяне, Стране Басков, стоило приехать по разным причинам и поводам. Во-первых, это один из самых привлекательных городов Европы, не коррумпированный массовым туризмом и сохранивший свое лицо, национальную идентичность перед натиском глобализации. Во-вторых, это последнее крупное европейское кинособытие года, причисляемое к высшей фестивальной категории “А”. Здесь подводятся итоги кинематографического сезона,…
Кинофестивали
Бедные-несчастные: Европа, Африка, далее везде
by Елена ПЛАХОВА •
Юбилейный 80-й Венецианский фестиваль, несмотря на забастовку голливудских актеров, прошел на подъеме. Отсутствие звезд и светской мишуры переключило внимание на содержательную часть программы. А она оказалась чрезвычайно насыщенной и принесла несколько настоящих открытий. Это прежде всего фильм-победитель главного венецианского конкурса, заслуженно награжденный “Золотым львом” — “Бедные-несчастные” Йоргоса Лантимоса. Таланливый режиссер, отец греческой “новой волны” уже…
Кинофестивали
Запретные зоны конца света
by Елена ПЛАХОВА •
Приз “Золотой леопард” в главном конкурсе 76-го Международного кинофестиваля в Локарно присужден иранскому фильму “Критическая зона” Али Ахмадзаде. Специальный приз жюри – картине “Не ждите слишком много от конца света” румына Раду Жуде. “Леопард” за режиссуру – украинке Марине Вроде, поставившей фильм “Степное”. Именно эти три работы привлекли к себе максимум внимания, так что жюри…
Кинофестивали
Границы, беженцы, ковид
by Елена ПЛАХОВА •
Фестивалю в Роттердаме не повезло: последние два года он стал жертвой пандемии и проходил онлайн. Подобной двухлетней паузы не знали другие европейские фестивали, а именно для такого динамичного, молодого по духу киносмотра, как Роттердам, двухлетняя пауза могла стать помехой в развитии. Трудно сказать, сумел ли фестиваль полностью восстановить активность своей аудитории. Ведь раньше перед каждым…