Елена ПЛАХОВА

С близкого расстояния, или Высокохудожественные документы

Кадр из фильма «Поезда»

IDFA – крупнейший в мире фестиваль документального кино. В течение почти двух недель международные гости и амстердамская публика активно смотрят фильмы, изучают новейшие тренды кинодокументалистики. На открытии фестиваля показали экспериментальный фильм «Про героя» режиссера Петра Виневича. Его можно отнести к жанру мокьюментари. Если раньше под этим словом подразумевалась нехитрая мистификация (игровой фильм притворялся документальным), сегодня…

Осеннее настроение. Последние и бывшие

Кадр из фильма Франсуа Озона «Когда приходит осень»

«Когда приходит осень» – так называется новый фильм Франсуа Озона, показанный в конкурсе 72 Сан-Себастьянского международного кинофестиваля. И сам кинофестиваль проходит осенью, хотя в Стране Басков еще длится почти летняя погода. Осенние краски, мотивы и настроения характеризуют как фестиваль в целом, так зачастую и фильмы, выходящие здесь на первый план. Вот «Последняя танцовщица» американки Джии…

Победил высокий артхаус

Джулианна Мур и Тильда Суинтон в фильме «Соседняя комната»

Венецианский фестиваль по общему уровню не был выдающимся, но два или три фильма из его конкурса останутся в истории кинематографа. Это прежде всего «Соседняя комната» Педро Альмодовара и «Апрель» Деи Кулумбегашвили. При всех отличиях их объединяет принадлежность к тому сегменту кинематографа, который можно назвать высоким артхаусом. «Соседняя комната» – первая англоязычная полнометражная картина Альмодовара, ее…

Литовско-грузинский прорыв

Кадр из фильма «Святое электричество»

Фестиваль в Локарно прошел в этом году с новым президентом: им стала Майя Хоффман, известная как коллекционер, меценат и продюсер документальных фильмов. Она заказала фестивальную афишу знаменитой своими гламурными фотопровокациями Энни Лейбовиц: на картинке огромный хвостатый леопард стоит на берегу озера Лаго Маджоре и на фоне окружающих его гор. Так обыграна тема золотых и серебряных…

У фестиваля женское лицо

Деми Мур в фильме “Субстанция”

Начнем со списка победителей конкурса. “Золотая пальмовая ветвь” 77-го Каннского фестиваля присуждена американской картине “Анора” Шона Бейкера. Второй по значению Гран-при – индийскому фильму “Все, что мы представляем как свет” (режиссер Паял Кападиа). Третий по ранжиру Приз жюри – французской “Эмилии Перес” Жака Одиара. Приз за сценарий – американо-французской “Субстанции” Корали Фаржа. Что общее у…

На тонкой грани

Кадр из фильма “Империя”

Нынешний Берлинале прошел в раскаленной политической атмосфере, но ему не привыкать: фестиваль родился на гребне холодной войны и всю свою историю очень сильно зависел от политики. Хотя нынешний куратор Карло Шатриан и стремился сделать из фестиваля выставку высокого искусства, собрав коллекцию незаурядных фильмов. Но “Золотой медведь” все равно был присужден не по художественному принципу, а…

Пограничное кино

Кадр из фильма “Рей”

Фестиваль в Роттердаме предлагает коллекцию самых разнообразных фильмов со всего мира. В этом году каталог вместил несколько сотен названий. Как правило, самое интригующее происходит на границе между игровым и документальным, а также между старой традицией и новейшими технологиями. Судьбу самого почетного приза в Роттердаме решает публика. Раньше голосование шло прямо в кинотеатрах после каждого просмотра:…

Игра с реальностью и боль горячих точек

Фестиваль документального кино IDFA прошел в Амстердаме в дни, когда весь мир напряженно следил за обострением конфликта на Ближнем Востоке: вторжение боевиков ХАМАС в Израиль, захват заложников, операция израильской армии и гуманитарная катастрофа в секторе Газа. Фестиваль всегда неравнодушный к турбуленциям современного мира не мог не отреагировать на эти трагические события. Тем более после акции…

Частное и честное

Кадр из фильма “Спорынья”

На 71-й международный кинофестиваль, проходивший в Сан-Себастьяне, Стране Басков, стоило приехать по разным причинам и поводам. Во-первых, это один из самых привлекательных городов Европы, не коррумпированный массовым туризмом и сохранивший свое лицо, национальную идентичность перед натиском глобализации. Во-вторых, это последнее крупное европейское кинособытие года, причисляемое к высшей фестивальной категории “А”. Здесь подводятся итоги кинематографического сезона,…

Бедные-несчастные: Европа, Африка, далее везде

Кадр из фильма “Бедные-несчастные”

Юбилейный 80-й Венецианский фестиваль, несмотря на забастовку голливудских актеров, прошел на подъеме. Отсутствие звезд и светской мишуры переключило внимание на содержательную часть программы. А она оказалась чрезвычайно насыщенной и принесла несколько настоящих открытий. Это прежде всего фильм-победитель главного венецианского конкурса, заслуженно награжденный “Золотым львом” — “Бедные-несчастные” Йоргоса Лантимоса. Таланливый режиссер, отец греческой “новой волны” уже…