Встреча студентов театральных училищ с Алисой Георгиевной Коонен состоялась в ВТО, вероятно, в середине 1960-х годов. Во всяком случае, никак не позже 1968 года, когда стало ясно, что упоминаемая в этой беседе огромная статья литературоведа Н.Я.Берковского не устраивает издательство ВТО и не будет предварять публикацию режиссерского наследия А.Я.Таирова. Сохранилась стенограмма встречи, сделанная актрисой Татьяной Мастинг,…
После премьеры
Осень его зимы
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото А.ПАРФЁНОВА](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/06/imgonline-com-ua-Resize-9R1OqIsJyomvZ-300x225.jpg)
Вечный символ России – более чем распространенная фамилия Иванов, использованная Чеховым для главного героя одноименной пьесы, наводит на мысль об обобщении. В спектакле Михаила Бычкова, выпущенном в созданном им Воронежском Камерном театре, после изгнания отсюда – в абсурдном статусе приглашенного режиссера, постановщик, напротив, всячески подчеркивает индивидуальность Иванова, его инаковость. От своего окружения и, вероятно, прочего…
После премьеры
Бенкендорф жив, а мы уже нет
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото И.ПОЛЯРНОЙ](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/05/13-1_2-300x200.jpg)
“Академия смеха” Коки Митани в постановке Михаила Бычкова – первый совместный проект воронежского Центра культуры и искусства “Прогресс” и московского пространства “Внутри”. Пьеса актера, драматурга-комедиографа и кинорежиссера Митани, написанная в середине 1990-х, много ставилась в России. И если на рубеже тысячелетий абсурдная цензура выглядела культурным артефактом, поводом для создания заостренных комедийных образов, то сегодня каждое…
После премьеры
Зона неопределенности
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото А.ТОРГУШНИКОВОЙ / Медиацентр МХТ имени А.П.Чехова](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/05/12-2_5-300x200.jpg)
Последнее время театральные постановки, особенно по современным пьесам, все чаще соревнуются в лаконизме, и вот уже продолжительность спектакля чуть больше часа не кажется обманом ожиданий – напротив, заставляет надеяться на концентрацию высказывания. Премьера “Стоиков” по прошлогодней пьесе Дмитрия Данилова в постановке Дениса Азарова в МХТ имени А.П.Чехова – из числа таких лаконичных и внятных работ.…
После премьеры
Эпохи ходят рядом
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото С.ЛЕВШИНА](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/04/5-1_4-300x105.jpg)
Пять густо сатирических и одновременно мелодраматических картин семейной хроники “Холопы” Петра Гнедича разворачиваются в последние несколько дней правления императора Павла I. Режиссер Андрей Могучий и Светлана Щагина, автор сценической адаптации текста из начала XX века, превращают спектакль БДТ в перекресток и контрапункт эпох – добавляют пьесе современную рамку, простреливают действие беспардонными вторжениями сегодняшнего дня. От…
Гастроли
Час противоборства
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото Maris Morkans](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/04/13-1_4-300x200.jpg)
Спектакль “В одиночестве хлопковых полей” по пьесе Бернара-Мари Кольтеса (копродукция рижского театра “Дайлес” и Екатерины Якимовой), совершающий гастрольное турне, способен пошатнуть предубеждения и обмануть ожидания. Режиссер Тимофей Кулябин и команда спектакля – а это не только актеры Ингеборга Дапкунайте и Джон Малкович, но и автор сценической адаптации Роман Должанский, художник Олег Головко, видеодизайнер Александр Лобанов,…
Наследие
Пульсация истории
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![А.П.Мацкин](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/03/10-1_3-300x420.jpg)
Предлагаем читателю несколько писем 1970–1980-х годов, адресованных театроведу и критику Александру Мацкину (1906–1996) – автору книг “Портреты и наблюдения” (1973), “Орленев” (1977), “На темы Гоголя” (1984), “Театр моих современников” (1987) – его коллегами по профессии. Все письма (автографы Бориса Зингермана и подписанная машинопись Константина Рудницкого и Исаака Шнейдермана) хранятся в РГАЛИ (Ф. 3028. Оп. 1.…
После премьеры
О, Марина!
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото Я.ОВЧИННИКОВОЙ](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/02/5-1_2-300x200.jpg)
Цветаевскую “Повесть о Сонечке” вряд ли можно всерьез полагать документальным свидетельством, а уж тем более повестью – о Софье Голлидэй, о студийцах-вахтанговцах, о послереволюционной Москве, не суть. Скорее фрагментом автобиографии души. Ведь о чем бы ни писала, к кому бы ни адресовалась Марина Цветаева, она неизменно выплескивала себя, теребила струны обостренной памяти, перебирала, как четки,…
После премьеры
Время ничего
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото В.ВАСИЛЬЕВА](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2024/01/5-1_1-300x200.jpg)
В стремительно отдалившемся от нас 2006 году в спектакле “Король Лир”, в пространстве, ограниченном Давидом Боровским стеной из скрещенных наискось досок, Лев Додин размышлял, теоретизируя, над вариациями и перспективами конца – индивидов и государства. В 2023 году в тех же декорациях запустения и упадка (выпускающий художник Александр Боровский) режиссер лаконично диагностирует финал, придвинувшийся к персонажам…
Голоса из России
Мы проспали беду
by Мария ХАЛИЗЕВА •
![Фото А.ПАРФЕНОВА](https://screenstage.ru/wp-scrcontent/uploads/2023/12/11-1_12-300x225.jpg)
Негосударственный центр культуры и искусства “Прогресс” открылся в конце прошлого сезона в Воронеже – как независимая площадка для артистов и музыкантов (арт-директор Раиса Ждан). Выпустил с тех пор четыре премьеры и уже успел побывать на своих первых гастролях в Москве. В столицу воронежский “Прогресс” пригласило пространство “Внутри” в лице Олега Карлсона, и, судя по тому,…