Наталья ШАИНЯН

Не война, но мир

Фото А.ТОРГУШНИКОВОЙ

Художественный руководитель Театра имени Евг. Вахтангова Римас Туминас создал спектакль по роману Льва Толстого “Война и мир”. Это событие к столетнему юбилею театра сразу заставило говорить о себе всю театральную Москву. Четырехтомная эпопея, уложенная Туминасом в пять часов сценического действия, становится в один образно-смысловой ряд с его постановками Пушкина и Лермонтова. И пусть там была…

Вишневое кабаре

Фото О.КУЗЯКИНОЙ

Если режиссер сегодня берется за “Вишневый сад” А.П.Чехова, то груз чужих былых постановок неизбежно давит ему на плечи. Юрий Муравицкий в Театре на Таганке выбрал “концертное исполнение” – смокинги, лаковые туфли, вечерние туалеты, каждый монолог как отдельный номер у микрофона, хрестоматийные реплики – как репризы: “Читатель ждет уж рифмы розы; / На, вот возьми ее…

Поэзия для голодных

Фото А.ИВАНИШИНА

Самая современная литература и драматургия для Сергея Женовача – по преимуществу столетней давности. В Студии театрального искусства и в МХТ идут в его постановке Михаил Булгаков, Николай Эрдман, Даниил Хармс, – и вот теперь Юрий Олеша. Премьера на главной сцене МХТ основана на его романе “Зависть” и пьесе “Заговор чувств” и носит название последней. Поставленный…

Разоблачение иллюзий

Сцена из спектакля “Иллюзии”. Фото Д.ПРИМАКА

Иван Комаров – ученик Виктора Рыжакова, участник объединения однокашников “Июль-Ансамбль”. Мэтр, возглавив театр “Современник”, предоставил Комарову для творческого самовыражения обе сцены, на которых молодой режиссер выпустил работы по советской и новой драме. Пьесы разных авторов и эпох сшивает общая тема: иллюзии и их разоблачение. “Девочка Надя, что тебе надо?” – последняя, накануне самоубийства, сценарная работа…

Война – дело пожилых

Фото предоставлено пресс-службой театра

Театр на Малой Бронной, ныне переименованный в Театр на Бронной, а можно бы и в Театр на Электрозаводской, где он сейчас обитает, представил премьеру, ожидавшуюся, как и многое в этом ковидном году, в прошлом сезоне. Тяжеловесной советской помпезности зал Дворца на Яузе, наполовину заваленные черными пластиковыми мешками зрительские ряды, а затем такие же мешки и…

Мистификация Рихте

Зимние гастроли БДТ в Москве, хочется верить, станут традицией. В нынешнем январе в столице представили премьеру прошлого года – “Волнение” по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург сам воплотил на сцене, при участии композитора Антона Батагова и художниц Анны Мет и Катаржины Левинской. На сцене – условнейшая из американских гостиных, где на интеллектуальность хозяев указывает большой…

Спроси меня как

Фото Johan PERSSON

Деклан Доннеллан не впервые работает в Москве, театралам хорошо памятны его постановки с русскими артистами, в том числе и в Театре имени А.С.Пушкина, где до сих пор идет его замечательная “Мера за меру”. Сейчас там же вышла его новая премьера – “Рыцарь пламенеющего пестика” по пьесе современника Шекспира Фрэнсиса Бомонта, переведенной Полиной Мелковой и переработанной…

Несладкая «Му-му»

Фото Г.БЕЗБОРОДОВА

Для массового сознания Тургенев, рискну предположить, – это описания природы, “тургеневские девушки” и повесть о собачке, которую утопил немой, читанная в средней школе и вряд ли повторно после. Дмитрий Крымов рассказывает совершенно про другого автора, хотя будто и про этого тоже. Для рассказа ему понадобились такие технические возможности сцены, каких нет в его “домашнем” театре…

Кристаллическая решетка поэзии

Фото И.ПОЛЯРНОЙ

Кирилл Серебренников взялся за один из самых совершенных и сложных для постановки русских драматических текстов – “Маленькие трагедии” Пушкина. Чудовищный внешний контекст, в котором выходила сентябрьская премьера – без режиссера, арестованного вместе с коллегами по сфабрикованному делу, – окрасил черными сполохами восприятие спектакля. Но эти же обстоятельства контрастом выявили масштаб и художественный уровень сценической работы,…

Горная болезнь

Фото О.ОРЛОВОЙ

Ржавчина – это ведь очень красиво. Особенно на голубом. Разные оттенки меди и купорос. Красота индастриала – заброшенный неведомо где ангар, пустой куб воздуха, обнятый рыже-лазурными стенами – декорация Ларисы Ломакиной к спектаклю Константина Богомолова “Волшебная гора” в Электротеатре. Это все, что видит перед собой зритель – пустой ангар и две фигурки в нем, в…