Много шума и ничего

Фото А.ТОРГУШНИКОВОЙ

Фото А.ТОРГУШНИКОВОЙ

Спектакль Юрия Муравицкого “Как вам это понравится?” на основной сцене МХТ несомненно станет зрительским хитом. И раз уж в названии подразумевается вопрос, попробуем на него ответить.

Когда раздвигается занавес, открывается круговая во всю сцену выгородка: и зал, и двор дворца, да нет – это же театр “Глобус”! Последнее становится очевидно, когда на конструкцию, сочиненную художником Николаем Симоновым, ложится световая проекция театральных ярусов. С колосников по кругу же свисают толстые канаты, собранные в пучок и образующие силуэтом чашу. Здесь все притворяется всем, все во все играет! – радуется догадливый зритель. “Весь мир – театр”, – как позже продекламирует синелицый Жак-Меланхолик. И это ощущение не обманывают первые появившиеся на сцене актеры, которые в старинной традиции по-свойски обращаются к публике, рассказывая, что тут сейчас будет происходить. Действие то и дело не просто выплескивается в зал, а настойчиво, чтоб не сказать нахально, вовлекает зрителей в игру и увлекает на сцену подсаженных в публику актеров.

А уж когда парадом выходят все действующие лица и позволяют себя со всех сторон разглядеть в красных лучах и под грохочущих “Sex Pistols” – зритель чувствует себя как дитя перед наряженной елкой и предвкушает праздник. Одна из самых интересных современных художниц по костюмам Евгения Панфилова работает так, что ее костюм уже и есть решение образа, а здесь к тому же сама совокупность нарядов весело и хулигански заявляет о своем восхищении не только старой доброй Англией и модой времен Великого Барда, но и Вивьен Вествуд, и панк-культурой. Жабо и вязаная рванина, парча и клепаная кожа, парики всех мастей, плащи на голое тело, фижмы и сетчатые чулки, старинные кирасы и кюлоты на контрасте с современными татухами. Этот спектакль – пиршество для глаз, где все веселит, провоцирует и радуется игре и свободе. Связанные в пучок канаты распадаются и под восхищенное “ах” зала становятся лианами и стволами волшебного Арденского леса – для пущей убедительности его играет и огромный гобелен на заднике. Жители леса – облаченные в струящиеся белые одежды длинноволосые эльфы, то ли хиппи, то ли кришнаиты, – пребывают в неизменном умиротворении, благостном музицировании и пении (над музыкальным оформлением блестяще поработал Николай Романов).

Но и в пьесе все не то, чем кажется. Это чехарда пряток и переодеваний, где в итоге путаницы сложатся в несколько брачующихся пар, а бедствия растают, как дым. Ни тени правдоподобия, потому режиссеры нечасто берутся за пьесу, где концы с концами связаны токмо волею драматурга, а не логикой характеров и событий.

Два брата-герцога не поделили власть. Младший, Фредерик (Армэн Арушанян) – мрачный бандит в кожаном плаще, мехах и цепях, водящий на поводке женщину-кошку, сверг законного герцога и грозит изгнанием его дочери – беззащитной и восторженной Розалинде (Софья Шидловская). Та решается бежать сама, компанию ей составляет кузина – яркая и язвительная Селия (Владислава Сухорукова), дочь Фредерика, ей душновато у папы в замке, а тут приключение. С ними отправляется и шут Оселок (Денис Парамонов), толку от него ничуть никому, зато он мастер фехтовать словами. Вся компания бежит в Арденский лес. Там не только эльфы и пейзане, но и старый герцог, превратившийся в седобородого гуру (Сергей Медведев), наставляют желающих в ненасилии и всеприятии.

Не ведая об этих беглецах, в тот же лес направляется Орландо (Антон Лобан), затравленный своим братом Оливером (Даниил Феофанов). Орландо уже влюблен в Розалинду, она в него, тут бы им и соединиться под сенью кущ, но вот незадача – ради безопасности девичьей чести Розалинда переодевается в мужской наряд. Орландо не узнает возлюбленную, а она учит его бороться со страстью, в ней же упражняясь, и сама то и дело норовит повиснуть у него на шее. Наряд Розалинды, выдающей себя за юношу, ослепляет и арденскую селянку Фебу (Юлия Витрук), которая влюбляется. Шут, разумеется, тоже не остается вне власти арденского любовного дурмана и находит себе зазнобу, воюя за нее с местными. Горячность этой лихорадки утихомирят четыре свадьбы и одни проводы в финале, но смысл не в них, конечно.

Для смысла не хватает ответов на возникающие вопросы. О чем сегодня можно поставить эту пьесу? Пестрая щедрость сюжета дает полную свободу режиссеру, но тут внимание сосредоточено на внешних приемах. Нет спору, порой остроумные и выразительные, но все же они относятся к сфере “как”, а сфера “о чем” не вполне прояснена.

Старинный перевод Т.Л.Щепкиной-Куперник снабжен подражанием английскому акценту, и актеры храбро ломают язык все действие – наверно, чтобы подчеркнуть непонятность происходящего. Кто есть Жак-Меланхолик (Илья Козырев) – самый загадочный персонаж пьесы? Почему Орландо, сетующий, что его лишили воспитания, щеголяет изяществом манер и демонстрирует тонкость восприятия? Действительно ли он не узнает Розалинду? Из-за арденских ли испарений мгновенно перековываются оба брата-тирана – и герцог Фредерик, и Оливер, примчавшиеся в тот же лес, во всем покаявшиеся и со всеми примирившиеся? Из-за чего в вечной ярости ощетинился Оселок, ненавидящий мир и тратящий красноречие на деревенщин? Что такое, наконец, сам этот лес, почему люди уходят в него и возвращаются преображенные?

Возможно, пиетет по отношению к Шекспиру не позволил придумать современное сочинение “по мотивам” с понятными зрителю ходами и мотивировками. Но атмосфера свободы и веселого хулиганства, отличная оснащенность молодых актеров стоят того, чтобы быть увиденными.

Наталья ШАИНЯН

«Экран и сцена»
№ 1 за 2024 год.