Своевременные мысли

Эскиз спектакля “Мои университеты”. Фото П.МАЛЫХ

Эскиз спектакля “Мои университеты”. Фото П.МАЛЫХ

В начале прошлого века артисты Художественного театра отправились на Хитровку, чтобы познакомиться с прототипами пьесы “На дне”. Это было время фантастической популярности Макси-ма Горького. Сегодня “На дне” и ранние рассказы писателя проходят в школе, но вряд ли можно всерьез говорить об интересе к творчеству “буревестника революции”. Между тем, хорошо известно, что вскоре после октябрьского переворота Горького посетили “Несвоевременные мысли”. Организаторы фестиваля искусств “Горький+” – программные директора Олег Лоевский и Оксана Ефременко, генеральный продюсер Артур Григорянц – решили доказать, насколько мысли классика в наши дни могут стать своевременными.

При чтении афиши трехдневного феста, стартовавшего в начале июня в Казани (позже акция пройдет в Нижнем Новгороде и в Москве), невольно вспоминается афоризм Козьмы Пруткова “никто не обнимет необъятного”. Были обещаны спектакли в закрытых помещениях и open air, театральные лаборатории и мастер-классы, лекционная и уличная программы. Стоит напомнить, что нынешний марафон второй по счету. Первый – “Горький в парке Горького” состоялся год назад в Москве. Прошлогодний спектакль-концерт “Рождение человека” (режиссер Марина Брусникина), в котором приняли участие Евгений Миронов (арт-директор фестиваля) и Александра Урсуляк, оркестр под управлением Юрия Башмета, как и спектакль-променад “Изергиль” Радиона Букаева, повторили в Казани.

Знак + в названии фестиваля, по замыслу организаторов, с одной стороны означает воз-растные ограничения. Хотя, разумеется, все бродилки, включая странствующий “Хор Дурацкого” – иммерсивный проект петербургского Театра имени Которого Нельзя Называть “10 фактов про Горького, притянутых за усы” (дирижер Евгения Клекотнева), “проходку” ростовой четырехметровой куклы Горького (нижегородский театр кукол “Мабу” Сергея и Евгении Мавриных), адресованы публике начиная с 0+. И, с другой – не ограничивает режиссеров в подходах к наследию и в тематике. В образовательной программе филологи и театроведы предлагали по-новому взглянуть на биографию классика, его тесные связи с Художественным театром, проследить эволюцию интерпретаций драматургии Горького, вплоть до ревизии его пьес на российской сцене в ХХI веке.

Одной из локаций фестиваля стал Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина. Здесь в подвале старинного одноэтажного дома на Большой Лядской (ныне улице Горького) располагались булочная и пекарня Андрея Деренкова, где Алеша Пешков работал подручным пекаря. Спустя сорок лет в Шварцвальде знаменитый писатель пишет третью часть автобиографии. В ней он подробно расскажет о своей юности. “Казань – из любимейших моих университетов”.

Повесть “Мои университеты” выбрал для эскиза Лаборатории Олега Лоевского режиссер Тимур Кулов (о его спектаклях “ЭС” неоднократно писала). Во дворе Казанского ТЮЗа стоит кирпичное здание с колоннами, где до революции помещались склады зерна. Эскиз игрался внутри, в пространстве, похожем на подвал Деренкова.

На стол, засыпанный мукой, артисты вываливают сдобное тесто, отрывают от него куски, раскатывают скалками и лепят пирожки. Сочиненный в сжатые сроки – за четыре дня – эскиз меньше всего похож на пробу. И по тому, как выстроена драматургия (на что сегодня стоит обратить внимание, а что можно пропустить), и по тому, как складывается минималистский, но точный визуальный ряд. Косоворотки и передники, сапоги, картузы с высокими тульями – рассказчики-мастеровые одеты одинаково. Тем интереснее галерея персонажей, сыгранных дружной компанией. Не прекращая работы, артисты вместе с пирожками передают друг другу “бразды правления”, так за столом возникают мгновенные “портреты” действующих лиц – будь то восторженный Николай Евреинов (Ильфат Садыков), уверяющий шестнадцатилетнего Алешу в том, что он создан природой для служения науке, или мудрая бабушка (Дмитрий Язов), провожающая внука: “Уж не увидимся больше, уедешь ты, непоседа, далеко, а я помру”.

Тимур Кулов читал Горького внимательно. Не случайна расстановка сил: шестеро актеров и одна актриса. Вспоминается рассказ “Двадцать шесть и одна”, где действие также происходило в пекарне. Оттуда взялась и песня (у писателя она не конкретизирована, но пение – отдушина для изнемогающих от тяжелой работы пекарей). В спектакле звучит “Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке…”, она отлично подходит и по настроению, и по “географии” (река упомянута в “Моих университетах). Песня отбивает эпизоды, ритмизирует энергичное действо.

Молодой Пешков (Ярослав Кац) больше слушает, чем говорит. Его тянет к “едкой среде”, “людям грубых инстинктов”. Дмитрий Язов прекрасно показывает хитрого и лукавого Трусова, не признающего Алешу за своего: “Ты, Пешков, к воровским шалостям не приучайся… У тебя иной путь, ты человечек духовный”.

Иной путь Алеши – вхождение в студенческую среду. Он влюб-лен в обаятельного, насмешливого Гурия Плетнева (Ильфат Садыков) и с энтузиазмом бросается выполнять его поручение – предупредить товарищей об арестах. Важной темой “Моих университетов” становится проверка главного героя на смелость и порядочность. За тем же столом, где недавно лепили пирожки, старший городовой квартала Никифорыч (Владимир Никитин) вербует Алешу в осведомители. Будочник умело расставляет сети, объясняя, что студентов подзуживают враги царя. Наставляет Алешу: “Царь народу – бог“. Жена Никифорыча призывает не верить ни одному слову мужа, но вызвав юношу на откровенность, грозит донести на него.

Все женские роли играет Дарья Бакшеева, раз за разом удивляя умением создавать контрастных по характеру и положению героинь. Среди них нежная, похожая на ангела, Мария Деренкова – безответная любовь Алексея, тощая, с солдатской походкой купчиха, преследующая студента своей настырной привязанностью, циничная, пьяная Тереза из “веселого” дома…

Фамилия одного из многочисленных персонажей “Моих университетов” – Кукушкин. Его роль исполняет однофамилец – артист Даниил Кукушкин. Это повод для внутритеатральной игры, в которую удовольствием включаются зрители. В финале публику одаривают эчпочмаками – треугольными татарскими пирожками.

Фасад здания склада становится впечатляющей декорацией “Бывших людей”. Спектакль, включенный в программу “Горький +”, поставлен артистом и режиссером Казанского ТЮЗа Ильнуром Гарифуллиным три года назад, и с тех пор его играют в летнее время во дворе театра. В основу композиции положен “Отшельник” из цикла “Рассказы 1922–1924 годов”. Главный герой, дед Савел Пильщик (в этой роли – постановщик спектакля) – утешитель страждущих. Литературоведы любят сравнивать Савела и Луку из “На дне”. Рассуждения отшельника: “Всякий человек не всю жизнь плох” напоминает реплику “Ни одна блоха не плоха”. Но если о прошлом Луки можно только догадываться, то монолог Савела – исповедь человека, погубившего собственную дочь. Ильнур Гарифуллин не играет старика, но его персонаж – сгорбленная фигура в тюбетейке – как будто придавлен к земле несправедливостью мира и личной виной. Режиссер вместе с артистами отобрал рассказы и очерки Горького разных лет. Есть ощущение, что в процессе создания спектакля его участники размышляли о родственности персонажей Горького и Достоевского (как бы ни старался Алексей Максимович открещиваться от влияния Федора Михайловича). Сестрой Сони Мармеладовой выглядит “Женщина с голубыми глазами” (Мария Мухортова), вынужденная пойти на панель, чтобы прокормить собственных детей, о “слезинке ребенка” вспоминаешь, когда в спектакле возникает Девочка, героиня одноименного рассказа (Гузель Валишина). Можно ли простить преступившего, отмолить страшные грехи? Ваську Красного (Камиль Гатауллин) – палача, с наслаждением истязающего “провинившихся” девиц, настигает кара. Его выхаживает Аксинья, одна из жертв злодея и насильника. Склонность к насилию лежит в природе человека, считает дед: “вдруг хочется бабу избить без всякой вины ее”. Тем удивительнее появление в спектакле бабушки Акулины (Полина Малых) – филантропки (по выражению Горького), отдающей последние гроши бессердечным босякам. Режиссер, он же хореограф, решает многие сцены с помощью выразительной пластики. Артисты превосходно владеют остранением, этот прием делает страшное еще более страшным. Отшельник Савел утешает изверившихся, потерявших надежду: “Душа – птица капризная. Надо искать Бога в человеке”.

“Бывшие люди” – название рассказа, оставшегося за пределами спектакля. Оно многозначно. Неслучайно в советские времена выражение “из бывших” означало людей старой культуры. После революции Горький становится их защитником и после фактического изгнания из России будет продолжать писать о людях, исторгнутых из общества, вспоминать свои университеты. Работы молодых режиссеров (Тимур Кулов приглашен превращать эскиз в спектакль) убеждают в правильности слов Михаила Гаспарова, писавшего в начале 1990-х: “сейчас Горького не любят за официальную славу <…> но когда займутся им как писателем, то найдут много очень интересного”.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 13-14 за 2023 год.