Искомое в нас – насекомое

Фото А.ТОДИЧ

Фото А.ТОДИЧ

В галереях под сводами “ГЭС-2” временно обосновалась перформативная инсталляция “Инсектопедия”. Ее создатели – режиссер Полина Кардымон, сценограф Анастасия Юдина, драматург Егор Зайцев, композитор Владимир Бочаров и видеохудожник Михаил Заиканов – взяли за основу одноименную книгу американского антрополога Хью Раффлза (в России вышла четыре года назад в издательстве “Ад Маргинем Пресс”) и вписали театральное действо в статику обаятельно интерактивной выставки. В ее центре высится огромный богомол (позже окажется, что он способен шевелить усами и вращать глазами), явно напоминая о знаменитой паучихе – монументальной скульптуре “Мама” Луизы Буржуа.

Вслед за книгой Раффлза, сборником статей-эссе, названия которых выстроены в алфавитном порядке – от Air (Воздух) до Zen and the Art of Zzzzz’s (Дзэн и искусство дз-з-з-з), – инсталляция и перформанс также придерживаются алфавитно-энциклопедического принципа, вот только алфавит здесь русский, да и содержание главок разнится с книгой.

Поначалу зритель общается с экспонатами, как на выставке современного искусства, где информация по основной теме сочетается с адресованными пришедшему вопросами (“Помните ли вы свое детство? Помните ли, кто жил в траве? У вас был сачок? Как вы назвали своего первого жука-оленя?”) или сопровождается отвлеченными комментариями, вроде такого: “Существует легенда, что программистский жаргонизм баг (bug) появился после того, как жук заполз в компьютер и нарушил его работу”.

Каждой букве алфавита здесь сопоставлено понятие, так или иначе имеющее отношение к миру насекомых, а кроме того – некий арт-объект. Обязательно имеется аннотация с всевозможными цитатами, отнюдь не только из книги Раффлза – от нее создатели экспозиции намеренно и успешно отдаляются.

Скажем, буква Э повествует об эстетике безобразного и сопровождается цитатами из Егора Летова (“Из груши выползал червячок. / А из кармана – безобразие”), Жана-Поля Сартра (“Может ли столь

безобразное существо, как таракан, быть произведением искусства?”), Шарля Бодлера (“Скажите же червям, что вас сожрут, целуя, / Мою красу, – в гною, в крови, – / Что я сберег и вид, и сущность неземную / Моей распавшейся любви!”).

А начинается все, естественно, с буквы А, и повествует она об Азах, истинах, утверждаемых в пословицах. Именно пословица завершает аннотацию: “Искомое в нас – насекомое”.

Главным же хитом этого энтомологического алфавита оказывается Ц-Цикады, и овеществлены они небольшим каталожным шкафом. Выдвигая поочередно каждый из дюжины его ящичков, можно услышать “звуки протеста” всевозможных представителей этого отряда, увидеть маленькую фигурку цикады, прочесть посвященные ей поэтические строки.

Бродя среди разнообразных объектов, обретаешь информацию самую непредсказуемую, например, о любви и брачных дарах мух-толкунчиков или об окраске палочников. В какой-то момент блуждание посетителей/зрителей прерывается появлением девяти перформеров, то выступающих ансамблем, то исторгающих из себя дуэт или трио, а то делегирующих солиста для стендапа от лица богомола. Остроумные алфавитные перечни насекомых, монотон или бодрый рэп, инсекто-хореография и инсекто-фольклор, заплачки на тему глобального потепления, суд девяти перформеров в деле по исключению из числа достойных внимания насекомых, душераздирающие истории из жизни считающихся отвратительными букашек – все это на самом деле для того, чтобы заставить лишний раз задуматься об инаковости в мире, где мы обитаем.

И вот уже в потоках реплик о насекомых – выхватываешь цитаты из Книги Исхода и “Конармии” Бабеля или же аллюзию на самую что ни на есть современность. Звучат они, надо признаться, апокалиптически: и напала саранча на землю египетскую; этот воздух отравлен; на Волыни больше нет пчел; пестрый сонм массовой эмиграции; кошмар плодит кошмары, рой плодит рой, террор плодит террор; кошмары, навевающие мечты о грядущих войнах. О ком все это, как не о человечестве. И большой вопрос состоит в том, кто в чьем мире копошится. Богомол, кстати, посмеет здесь предъявить человеку неприкрытую претензию: “С чего вы взяли, что богомолы жестоки? Вы же придумали ядерное оружие!”.

Лаконичная, многожанровая, неравнодушная и разнообразно талантливая “Инсектопедия” Полины Кардымон и ее команды всеми возможными в искусстве способами предостерегает: еще чуть-чуть, и будет поздно. Человечество, захлебывающееся в энтропии, не ценящее и не щадящее живое, расправляющееся с себе подобными столько же рьяно, как и с себе не подобными, обречено.

Под буквой Я на выставке приведен короткий диалог:

– Зачем ты носишь этот дурацкий костюм богомола?

– А зачем ты носишь этот дурацкий костюм человека?

Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена»
№ 13-14 за 2023 год.