Магия притяжения

Фото Пола Брунса
Фото Пола Брунса

У каждого фотомастера свои пристрастия. Кого-то влечет магия красок. Кого-то – магия линий. Кого-то… Французского фотографа Лорана Шеера притянули, например, парящие над городом дома – они оторвались от земли и взлетели, и не хотят возвращаться.

На черно-белых снимках итальянского фотографа Элио Чиола – образы и мгновения: поля, извилистые улочки, площади, деревья под ветром, дороги. А еще у него есть выплывающий из тумана собор. Базилика святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто в Ассизи. Собор будто вознесся над землей – и уже там, по ту сторону облаков. А еще у него есть цветные снимки фрагментов фресок, сделанные в соборе святого Франциска, фрагменты фресок Джотто и Лоренцетти.

“Пионер американского модернизма” Эзра Столлер еще в детстве был покорен магией чертежей. Но ни чертежником, ни архитектором не стал. Стал фотографом, снимающим архитектурные сооружения. В объектив его камеры попали, пожалуй, самые известные архитектурные объекты – дом над водопадом в Пенсильвании, создание Фрэнка Ллойда Райта; Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке; здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке; терминал авиакомпании TWA в аэропорту Джона Ф.Кеннеди; капелла Ле Корбюзье во французском Роншане…

Голландского фотографа Пола Брунса тоже влечет архитектура, но в ином аспекте. Брунс, “играя с симметричным орнаментом оконных проемов или повторяя мозаичные пролеты пожарных лестниц, создает сложные визуальные лабиринты, предлагая зрителю погрузиться в новое измерение – увидеть привычное городское пространство в новом ключе” – цитата из пресс-релиза выставки “Голландская палитра” Пола Брунса в столичной Галерее Люмьер на Большой Полянке.

Исследуя городское пространство, фотограф открывает ритмичную поэзию архитектуры. А еще можно провести параллель с музыкой. В каждом снимке можно услышать мелодию.

…Переплетение множества лестниц, соединяющих множество балконов; на одной из лестниц примостился мальчишка – маленькая фигурка вписана в гигантскую конструкцию. Вертикальные и горизонтальные линии, смешение цветов, геометрические узоры. Его снимки – плод длительных тщательных наблюдений. Признание самого Брунса: “Здания, на которые я смотрю, открываются мне не просто как места для жизни. Меня очаровывают абстрактные качества архитектуры, которую я фотографирую на свою камеру, я зову это городские гобелены”.

На него оказали влияние Александр Родченко, Анри Картье-Брессон. И даже режиссер Вим Вендерс. В частности, книга “Написано на Западе”, где собраны фотографии, снятые Вендерсом на американском Западе, когда он готовился к фильму “Париж, Техас” и искал места для съемок.

Жаль только, что газетная печать не в состоянии передать цвет снимков Пола Брунса. Они, и впрямь, невероятного изящества.

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 20 за 2022 год.