Дисциплинированные и сосредоточенные

Фото Н.РАЗИНОЙ

Фото Н.РАЗИНОЙ

В Мариинском театре прошла премьера оперы Беллини “Пуритане”. Шедевр бельканто не ставился в России с XIX века. Причин для такого небрежения несколько – отсутствие в труппах театров так называемого “пуританского квартета” певцов, несуразность псевдоисторического сюжета, незаинтересованность дирижеров, чья работа в этой опере представляет собой постоянное подстраивание под звучащие со сцены голоса. На мировых подмостках в XX веке спектакль не часто, но появлялся, и это всегда были запоминающиеся выходы таких примадонн как Мария Каллас, Рената Тебальди, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье. Идея поставить “Пуритан” в Мариинском театре пришла в голову Валерию Гергиеву, известному вагнерианцу. Примечательно, что жена Вагнера Козима в 1872 году записала, что Рихард напевает кантилену из “Пуритан”, а сам композитор, известный хулитель итальянской оперы, однажды высказался лаконично о музыке Беллини, отметив, что “Беллини писал мелодии прекраснее, чем можно мечтать”.

В театре как раз сложилась благоприятная обстановка для представления последней оперы Беллини, так как в штате есть великолепная певица – лирико-колоратурное сопрано Альбина Шагимуратова. Она в течение многих лет исполняла на разных сценах сложнейшую заглавную партию в опере Доницетти “Лючия ди Ламмермур” и недавно попрощалась с этой выстраданной ролью на сцене Мариинского театра, чтобы сосредоточиться на роли Эльвиры в “Пуританах” и, может быть, в будущем, подготовить партию Нормы в одноименной опере Беллини. Второй находкой для “Пуритан” стал корейский тенор Сон Чи Хун, золотой лауреат последнего Международного конкурса имени П.И.Чайковского. К идеальной паре героев-любовников добавились два обязательных для оперы бельканто персонажа – баритон-соперник в исполнении Владислава Сулимского и благородный отец-бас (по сюжету Эльвира настойчиво называет дядю отцом) Магеррам Гусейнов. Не менее интересный состав сложился во второй день премьеры во главе с сопрано Ольгой Пудовой–Эльвирой и баритоном Владиславом Куприяновым–сэром Ричардом Фортом.

Постановочную команду “Пуритан” возглавил Владислав Фурманов, дебютировавший в опере режиссер театра и кино (телесериалы “Бандитский Петербург“, “Телохранитель”, фильмы “Гупешка”, “Родитель”). Вместе с ним работали художница по декорациям и костюмам Галина Филатова, художник по свету Антон Николаев и художница по видео Александра Агринская.

Беллини писал эту оперу для конкретных певцов – звезд того времени Джулии Гризи, Джованни Баттисты Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаша. После того как артисты спели “Пуритан” в Theatre-Italien в Париже, они вчетвером отправились в путешествие по Европе и показывали спектакль в разных городах, что свидетельствует о вторичности собственно театральной интерпретации. Переживания героев, их нешаблонные чувства, богатый внутренний мир, который обнаруживает себя во время пения, отодвигали исторический контекст на задний план. Постановщики в Мариинском театре воссоздали на сцене обобщенный и местами карикатурный мир протестантского Запада: серые тона, скромные стульчики, унылые стрижки (в момент объявления мобилизации будущие солдаты Кромвеля сходили в парикмахерскую и сделали прическу “круглоголовых”), чопорные платья и белые фартучки для женщин. Во время увертюры по занавесу пробежали титры, в которых сообщалось, что действие происходит в Англии во время гражданской войны в XVII веке. Людей новой веры – пуритан – титры описывают как дисциплинированных, трудолюбивых и сосредоточенных, что многочисленные артисты хора, востребованные в этой опере, не преминули доказать, выстраиваясь в аккуратные группы солдат или прислуги. Кульминационным моментом оперы считается сцена помешательства Эльвиры, которая своими глазами видит, как ее жених убегает из замка накануне свадьбы вместе с незнакомкой под вуалью. Позже выясняется, что роялист и католик лорд Артур исполняет долг чести, спасая из пуританского логова Генриетту, вдову обезглавленного Карла I, но эти детали уже никак не могут повлиять на состояние рассудка Эльвиры. Начиная с эпизода сумасшествия главной героини, военные подробности становятся бессмысленным фоном, и постановщики, близкие к киноиндустрии, с помощью эффектных проекций, видеокадров и анимации создают абстрактные композиции, помогающие представить ирреальную картину мира в голове безумной Эльвиры, и примириться с нестыковками в сюжете, например, со случайной встречей в лесу Артура и Эльвиры (осужденный Артур бежал из тюрьмы, только чтобы перед смертью сообщить возлюбленной о своей верности). Эта сцена с вдохновенным пением героев, чудесным исцелением Эльвиры в нарисованном райском саду относится к сильным местам постановки, не помешавшей меломанам наслаждаться музыкой. И здесь велика роль маэстро Гергиева, который с большим вниманием относится к вокалистам.

Дебюты в “Пуританах” предстоят еще трем составам исполнителей, а сам театр, пока готовилась рецензия, выпустил оперу на ту же тему религиозных войн, на сей раз – во Франции. Это “Гугеноты” Мейербера в постановке Константина Балакина, о которой речь пойдет в одном из ближайших номеров.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена»
№ 4 за 2024 год.