Академия русского балета, которая отметила в прошлом году 285-летие, во главе с ректором Николаем Цискаридзе, руководящим главным балетным вузом страны уже десять лет, снова гастролировала в Москве. Вечер балетов назывался “Виват, академия!” и проходил на новой для АРБ площадке концертного зала “Зарядье” в рамках программы “Приоритет-2030”. В программу гастролей вошли два спектакля. В первом отделении студенты впервые показали зрителям новый балет “Танцы на свадьбе” хореографа Максима Севагина, выпускника академии 2015 года, а во втором – воспитанники младших и студенты старших классов станцевали сюиту из балета “Фея кукол” в хореографии Сергея и Николая Легатов в редакции Константина Сергеева и Николая Цискаридзе (2015). Участие в программе предполагает, что академия сможет осуществить две новые постановки балетной классики, – они будут показаны на ведущих концертно-театральных площадках, таких как “Янтарь-холл” в Светлогорске и московский Кремлевский дворец.
Традиционно АРБ показывает выпускные концерты на сцене Мариинского театра, а с приходом Цискаридзе добавились также июньские выступления в Кремлевском дворце, и балетоманы могут рассмотреть тех, кому предстоит танцевать на столичных сценах в ближайшие годы. Нынешний проект еще интереснее, так как москвичи стали первыми зрителями премьерного спектакля, который только летом будет показан в Петербурге в рамках выпускного концерта. И юные артисты продемонстрировали готовность к гастрольной жизни, причем не концертной, когда на каждого приходится по номеру, а полноценной театральной.
Максим Севагин всегда ставит свои работы на музыку, которую любит. Сюда относится и знаменитая фортепианная сюита “Испанские танцы” каталонского композитора Энрике Гранадоса. Произведение, в котором композитор популяризирует народную музыку всей Испании, собирая фольклор разных ее областей, стало визитной карточкой рафинированной каталонской музыкальной культуры. Понятно, что у “Танцев на свадьбе” есть переклички с культовым опусом Джерома Роббинса “Танцы на вечеринке” на музыку Шопена. Но если американские “Танцы” это оммаж классическому танцу, то “Танцы на свадьбе” – условно испанской – предполагают вкрапление большого процента характерного танца. И в этом смысле сочиненный Севагиным одноактный балет (хореограф использовал десять музыкальных номеров из двенадцати имеющихся в пьесе) сродни дивертисментным актам в балетах Петипа, где речь также идет о свадьбе героев, но на сцене показывают не собственно свадьбу или помолвку, а череду танцев с национальным колоритом, как, например, фанданго в “Дон Кихоте”. Севагин ловко отбирает у персонажей известных балетов с испанской тематикой их козырные карты – характерные движения и позы Дона Хозе и Тореадора из “Кармен” Альберто Алонсо, сложные элементы танцев тореадоров и Эспады из “Дон Кихота”. Он использует отдельные связки из “Арагонской хоты” Игоря Моисеева и других танцевальных номеров, вкрапляя их в фантазийные танцы собственного сочинения. Танцы он распределяет равномерно между разными группами танцовщиков – в программке они именуются женихом, невестой, их родными, а также друзьями жениха и подругами невесты. Танцы ритмически перекликаются с музыкой, аккомпаниатор Мария Зыкова, музицирующая на сцене, фактически дирижирует спектаклем. Сюжетная линия в балете соблюдается очень условно: можно узнать лишь невесту – в томной длинноногой красотке, итальянке Элизабетте Налин и жениха – в энергичном мачо Константина Лаврентьева. В балете Севагина, оформленном художником по свету Константином Бинкиным и художником по костюмам Даниилом Анцифировым, юные артисты АРБ демонстрируют отличную выучку и профессионализм, ясно, что им по плечу сложнейшие технические задачи.
Балет “Фея кукол” Николай Цискаридзе в свое время переформатировал в сюиту, которую удобно показывать в поездках. Она, по сути, тоже представляет собой развернутый дивертисмент, упакованный в старинный сюжет о куклах, устраивающих в сумерках, в отсутствие хозяина, бал. Центральным эпизодом по-прежнему остается виртуозное трио Феи кукол и двух Пьеро – грустного и веселого. На вечере в Москве блеснули Алиса Баринова, Иван Волков и Кирилл Власов. Самым забавным номером здесь стал марш кукол с музыкой “Миниатюрного марша” Петра Чайковского в исполнении воспитанников младших классов. Маленькие леди в пышных нарядах лихо напрыгивали на пальцы, салютуя в шуточной манере таким же маленьким да удаленьким военным. “Фея кукол” исполнялась в сопровождении оркестра под руководством Валерия Овсянникова и рядом с изысканным, но экспериментальным опусом Севагина выглядела бескомпромиссным шедевром школьного репертуара, уместно смотрящегося на взрослой сцене.
Екатерина БЕЛЯЕВА
«Экран и сцена»
№ 4 за 2024 год.