Алена ДМИТРИЕВА

Актер, которого не заменить

Юрий Назаров в фильме “Андрей Рублев”, в одном кадре – Великий князь и князь Малый

К юбилею актера Юрия Владимировича НАЗАРОВА Шел год 1994-й. Уже разделились на разные страны и разбежались. Но актерский фестиваль “Созвездие” все же удалось сладить, и обустроился он на теплоходе, проплывшем по Днепру с заходом в черноморские воды. И звучало много искренних и возвышенных слов и по-русски, и по-украински про актерское братство, на котором тогда многое…

Книжное киноведение

Книги по кино продолжают писать. И, похоже, этот процесс может остановить что-то ну очень экстраординарное. Пишут книги-исследования, размышления, по истории и теории кино. Портреты творцов, рецензии. Кинокритические статьи складываются в сборники – по отдельным фильмам и эпохам. В 2020 году традиционные награды Гильдии киноведов и кинокритиков за работы в области киноведения и кинокритики по известным…

Фильмы-вопросы. Кто даст ответ?

С 31 марта по 7 апреля в Москве должен был состояться XV Международный фестиваль документального кино “Артдокфест”. Не состоялся. И не технические причины тому виной – на фестиваль опять наехали… Однако фильмы одной из конкурсных программ “Артдокфеста” – “АртдокСеть”, второй по значению конкурсной программы – можно было посмотреть онлайн. 21 документальный фильм выложили в Сеть,…

Чувствовал, как надо снимать

Ломер Ахвледиани

Памяти оператора Ломера АХВЛЕДИАНИ (1934–2022) ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ: “ОЖЕРЕЛЬЕ ДЛЯ МОЕЙ ЛЮБИМОЙ” (режиссер Тенгиз Абуладзе, 1971) “ТЕПЛОЕ ОСЕННЕЕ СОЛНЦЕ” (режиссер Темур Палавандишвили, 1973) “ДРЕВО ЖЕЛАНИЯ” (режиссер Тенгиз Абуладзе, 1976) “МАЧЕХА САМАНИШВИЛИ” (режиссер Эльдар Шенгелая, 1977, с Юрием Схиртладзе) “ТВОЙ СЫН, ЗЕМЛЯ” (режиссер Резо Чхеидзе, 1980) “КАВКАЗСКАЯ РУЛЕТКА” (режиссер Федор Попов, 2002) “БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ” (режиссер Станислав Говорухин,…

Андрей БИТОВ: «Больше всего душило отсутствие информации»

Увлекательное занятие – пересматривать старое кино. Основной темой одного из фестивалей архивного кино “Белые Столбы” (без малого двадцатилетней давности) стал кинематограф Восточной Европы. Показали тогда польские фильмы конца 50-х годов – “Петля” Войцеха Хаса, “База мертвых людей” Чеслава Петельского; фильмы чешской “новой волны”. Тему фестиваля обозначили так: “Кинематограф Восточной Европы. Прощание с прошлым”. Без вопросительного…

Выбор «Белого слона»

Кадр из фильма “Капитан Волконогов бежал”

В прошлом году Союз кинематографистов отрекся от кинокритической премии “Белый слон”, отказал ей в финансировании и помещении для проведения церемонии, а Гильдия киноведов и кинокритиков вышла из состава учредителей. Опального “Белого слона” принял тогда Сахаровский центр. А музыкант Рома Зверь, лауреат за музыку к фильму Кирилла Серебренникова “Лето”, поздравил его с Днем независимости. Хотя “Белый…

Берлин открыт

10-20 февраля. Берлин. 72-й Международный кинофестиваль. В прошлом году Берлинале из-за карантинных ограничений прошел для прессы онлайн. И тем не менее фильмы были увидены, осмыслены, обсуждены (см. “Экран и сцену” – март, 2021). В этом году руководство фестиваля решило провести его вживую, правда, ограничений меньше не стало – требование документов о вакцинации, тесты, коды, маски…

Кино из Якутии снова первое

Послесловие “Экран и сцена” еще весной минувшего года писала о конфликте, возникшем в Гильдии киноведов и кинокритиков. Поводом стало присуждение кинокритической Премии “Белый слон” в номинации “Событие года” документальным фильмам-расследованиям команды Алексея Навального. Конфликт завершился расколом в Гильдии и отречением ее от “Белого слона”. Напомним: Гильдия киноведов и кинокритиков была среди учредителей Премии, которой уже…

Дубль семнадцатый

Кадр из фильма “Северный ветер”

В московском кинотеатре “Художественный” в семнадцатый раз вручили “Белый квадрат”, премию киноизобразительного искусства. На награду за лучшую операторскую работу в полнометражном художественном фильме 2021 года были номинированы: Ирина УРАЛЬСКАЯ (“Блокадный дневник”, режиссер Андрей Зайцев); Андрей НАЙДЕНОВ (“Дорогие товарищи!”, режиссер Андрей Кончаловский); Максим ЖУКОВ (“Спутник”, режиссер Егор Абраменко); Олег ЛУКИЧЕВ (“Северный ветер”, режиссер Рената Литвинова); Михаил…

Михаил АГРАНОВИЧ: «Я знаю, что в этой профессии я что-то умею»

После ВГИКа Михаил Агранович пришел на “Мосфильм”, где несколько лет проработал вторым оператором (теперь во ВГИКе у него мастерская). На “Таджикфильме” был оператором-постановщиком у Анвара Тураева на детском телевизионном фильме “Хабиб – повелитель змей”. С этого все начиналось. А потом встреча с Сергеем Никоненко и трагикомедия “Трын-трава”. Эту практически бытовую историю на фоне сельских просторов,…