Братья Наумовы

Общая фильмография режиссера, аниматора, художественного руководителя Дмитрия НАУМОВА и исполнительного продюсера Владимира НАУМОВА:

1986 – анимационные фильмы “СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ”, 1-я и 2-я серии; “ДОРЕМИ”; “КАК НЕ ЗАЛИТЬ СОСЕДЕЙ”.

1987 – “ДОМОВЫЕ, ИЛИ СОН В ЗИМНЮЮ НОЧЬ”.

1989 – “ЛИФТ 1”, дебют; “ЛИФТ 2”.

1990 – “ПРО МАТВЕЯ КУЗЬМИЧА” (приз 1-го Международного фестиваля анимационных фильмов “Крок”).

1991 – анимационные фильмы “МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА”; “ДОЖДЬ ИДЕТ”.

1992 – “ВИЗИТЕР”.

1992-1995 – Полнометражный анимационный фильм “ЗЕМЛЕМЕР” совместно с художником Валентином Телегиным (“Серебряный голубь” на МКФ в Лейпциге).

1996 – “НЕ В ДУХЕ”.

1997-1998 – анимационные интерактивные “СКАЗКИ ТУТТИ”.

1999 – анимационная компьютерная игра “ШТЫРЛИЦ”.

2000 – анимационный фильм “ДОРОЖНЫЕ ИГРЫ”.

2001-2006 – анимационный сборник “МУЛЬТИПОТАМ 1,2,3”.

2004 – анимационный фильм “КОШАЧЬЯ ПРОГУЛКА”.

2006 – анимационные фильмы “ПИКОВАЯ ДАМА”; “МАША И МЕДВЕДИ”.

2007-2013 – сериал “ТРИ КОТЕНКА”.

2009 – анимационный фильм “ГОШИНЫ СКАЗКИ”.

2010 – анимационный фильм “ДОРОЖНЫЕ ИСТОРИИ”.

2013 – анимационный фильм “ГЛАЗАМИ ПОЭТА” в альманахе “Россия в музыке”.

2014-2020 – анимационный

альманах “НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ”.

2015-2023 – анимационный

альманах “ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА”.

2014-2016 – сериал “КОТЯТКИНА КНИЖКА”.

2017-2018 – сериал “КОТЯТКИНЫ МАШИНКИ”.

2019-2021 – сериал “КОТЯТКИНЫ ДРУЗЬЯ”.

2021-2022 – анимационный фильм “С.СЛОНИМСКИЙ. КОЛОКОЛА”.

2022-2023 – “ЛУННАЯ СКАЗКА. МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН”, анимационный альманах “Поэты Серебряного века”.

2023-2024 – сериал “МИШУТКА” (в производстве).

 

Редкий случай в кинематографической среде – братья-близнецы. В анимационной среде – Владимир и Дмитрий Наумовы. Все, кто с ними впервые знакомился, путали имена улыбчивых, талантливых, остроумных, поразительно похожих друг на друга братьев. На разных кинофестивалях всегда спрашивали у друзей по цеху анимации: “кто есть кто?”

В девяностые мы с Наумовыми оказались на одном таком кинофоруме. Братья тогда создали свою студию компьютерных игр и анимации “ТПМ”, руководили ею, были организаторами Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале (вместе с продюсером, Генеральным директором фестиваля Александром Герасимовым). Они авторы многих мультфильмов, создатели детского киножурнала “Мультипотам”. Удивительным образом придумали несколько лет назад сериал “Три котенка”, такого близкого для детей младшего возраста, полного обаятельных историй. И, в том числе, об осторожности в жизни детишек, словно их оберегали от разных обстоятельств. Смотрят этот сериал семьями.

Вклад в развитие анимации знаменитого тандема трудно переоценить. Его творческая активность и энергия – неиссякаемы. Дмитрий Наумов – режиссер, аниматор, продюсер, ученик именитых режиссеров-аниматоров Александра Татарского и Игоря Ковалева – работал на “Мульттелефильме” с 1985 года и далее на “Пилоте”. В 90-х годах возглавлял Ассоциацию анимационного кино России при Союзе кинематографистов РФ, Академик Национальной премии кинематографических искусств “Ника”, лауреат многих отечественных и международных фестивалей.

Владимир Наумов – опытный организатор кинопроизводства, исполнительный продюсер. С 1988 года – на студии “Пилот” (ассистент режиссера, затем начальник производства). С 1990 года – организатор съемок в Театрально-концертном объединении “Ленком” под руководством Александра Абдулова. С 2000 года – начальник отдела цифровых анимационных технологий киностудии “Союзмультфильм”, а с 2001-го по 2008-й – заместитель директора по производству этой же студии.

Владимир – исполнительный продюсер всех созданных вместе с Дмитрием анимационных фильмов; как и брат – с огромным опытом в своей деятельности.

В 1991 году Владимир Наумов, Дмитрий Наумов и художник Валентин Телегин организовали студию “ТПМ”, осуществили производство полнометражного фильма по роману Франца Кафки “Замок” в технологии классической кинопленочной перекладки. Это был первый в постперестроечной России полнометражный анимационный фильм. Его показали с большим успехом в Европе и США. В этой же технологии в 1995 году был снят фильм “Не в духе”. С 1996-го братья Наумовы занимаются разработкой серии анимационных интерактивных игр по заказу фирмы “NNG”. А с 1998-го студия “ТПМ” была преобразована в студию “ТПМ-Крыша”, где продолжалась работа над анимационными интерактивными играми для детей в сотрудничестве с фирмами “1С” и “Бука”. В последнее время занимаются выпуском сериалов и фильмов для детей.

Братья Наумовы в своей сфере – учителя и консультанты-помощники молодых аниматоров. Дмитрий Наумов – член Государственной комиссии выпускных экзаменов во ВГИКе имени С.А.Герасимова.

Беседа наша – о пути в трудоемкой и чрезвычайно важной творческой специальности: “аниматор-режиссер-продюсер”.

– Как получилось и почему вы оба, окончив в 1980 году Московский архитектурный институт, ушли из профессии, оставили работу в этом деле во имя анимации? Ваши родители, архитекторы, наверняка верили в династию. Но уже в студии “Пилот”, которой руководил аниматор и режиссер Александр Татарский, в 1989 году участвуете в кинематографическом проекте “Лифт 1” и “Лифт 2”. Последний (один из первых российских анима-сериалов) длился несколько лет, до 1992 года.

Дм. НАУМОВ: Я оказался в студии Александра Татарского в конце 1985 года. А до этого, еще в Архитектурном институте, познакомился с теми, кто поступал во ВГИК на отделение “художника анимации”. Конкурс тогда, как и сейчас, был большим, принимали только четырех человек в год. Тут меня идея, что называется, и “засосала”… Понял – поступить очень сложно. После института – армия. Затем я вернулся в “ГИПРОНИИАВИАПРОМ”, где мы Володей работали до военной службы.

Чуть позже подумал, что надо бы начать сначала. Решил просто прийти на студию “Союзмульфильм”, прийти наглым образом и поинтересоваться: могу ли я там работать? Кем угодно! Захожу и на вахте, у охранника, об этом спрашиваю. Он говорит: “Вот отдел кадров, за спиной”. Вошел, задал вопрос, мол, выпускник МАРХИ. Там отвечают, что курсы художников-аниматоров откроются только через полгода. А ждать столько мне нельзя. Я же тороплюсь овладеть новой профессией. Тогда спросил: “А можно мне дворником к вам поступить?” Они мне твердо, категорично так, заметили: “А мы дворников с улицы не берем”. Я развернулся и вышел…

И тут бежит по ступенькам женщина с папкой. Как потом понял, из цеха заливки. С криком бежит: “Ой, ой, ноги пропали! Ноги пропали!” Вот тут я подумал, что точно буду работать в том месте, где пропадают ноги. Надо пояснить, что по технологии рисованной анимации того времени, те части персонажа, которые находятся в статике, то есть не участвуют в покадровом движении, выводятся на отдельный рисунок. Он называется модель. Вот эта “потерянная” модель и была ногами какого-то персонажа.

Вл.НАУМОВ: Забегая вперед, скажу: я эти ступеньки у входа на “Союзмультфильм” отлично помню…

Я пришел на студию позже, в 2000 году, по предложению директора Эрнста Рахимова. Быть его замом, восстанавливать производственную часть. И остался там до 2008 года. Это уже после того, как мы создали свою студию.

В МАРХИ не было военной кафедры, поэтому мы поработали в проектном институте всего чуть-чуть, и нас призвали на срочную службу в армию, через полтора года брат уволился, я продолжил свою службу. Были причины: стал семейным человеком, надо было иметь свою жилплощадь, а людям с военными профессиями тогда давали возможность ее получить. У меня поначалу были погоны прапорщика, затем офицерские. Пора последних лет СССР заканчивалась, и стало можно окончить армейскую службу.

– Вот здесь надо рассказать, как вы поступили в МАРХИ? Это образование помогло и в другом творческом направлении. Конечно, благодаря родителям-архитекторам?

Дм.НАУМОВ: Наши родители окончили Казанский инженерно-строительный институт, архитектурное отделение. Безусловно, мы поступили в тот же институт. До этого, в школьные годы, занимались рисунком, композицией – соответственно вступительным экзаменам. Ко второму курсу, скромно признаюсь, я стал отличником. И возглавил “Совет отличников” студентов всего института. А в те годы была практика – после второго курса отправлять отличников в московский профильный институт. Меня как “главного отличника” и направили. И я сказал, что поеду только с братом, мы всегда рядом. А у Володи была парочка четверок. С условием их пересдачи, и он это сделал, Володю тоже отправили.

Опыт в МАРХИ для нас был интересным. Мы попали в общежитие – уже другая жизнь! Но главное – в отличие от казанского опыта – в учебном процессе в московском вузе больше времени уделялось рисунку, живописи, истории искусства и меньше строительным конструкциям и технологиям. Так мы дошли до совместного диплома.

Вл.НАУМОВ: Делали диплом вместе. Нас даже рекомендовали в аспирантуру. Тема была связана с перспективными селами, тогда это было очень развито в разных регионах СССР. Наше задание: “Система расселения в Архангельской области”. Осуществляли проект расселения одного района, в него входила среда общественных и жилых зданий – стильные сооружения из готовых деревянных панелей. Мы получили специализацию “Сельская архитектура” на факультете “ПРОМ”.

Дм.НАУМОВ: Был такой журнал “Архитектура СССР”, в котором опубликовали наш дипломный проект. Это произошло в 1980 году. Затем мы поработали в архитектурной мастерской института “ГИПРОНИИАВИАПРОМ”. Там нам дали комнату ведомственной площади и временную прописку. Затем – армия полтора года, где мы честно отслужили, в Новогорске, под Москвой. Володя остался служить в регулярной армии, так как у него к тому времени образовалась семья, и жить с женой и маленьким сыном на тех же ведомственных метрах было уже нельзя.

А я после увольнения в запас продолжил работу в “ГИПРОНИИАВИАПРОМе” При этом говорил своим друзьям: “не оставляю мысли о работе в анимации”.

– А как вы, Дима, вошли в первый состав группы Александра Татарского? Наверняка был своеобразный отбор? Начали работать с замечательными авторами, художниками и аниматорами. Расскажите подробней.

Дм.НАУМОВ: Это интересная история…

Однажды мне позвонили мои бывшие сокурсники и выдали информацию, что одному из наших удалось устроиться работать аниматором. Это был Андрей Свислоцкий. Дали его телефонный номер. Выяснилось, что на студии “Мульттелефильм” при телевизионном объединении “Экран” Татарский набрал пять человек для обучения профессии аниматоров, и он в его группе. К счастью, в тот день, когда я позвонил, один молодой человек отказался от обучения, и появилось вакантное место. В тот же день я приехал в Останкино и в качестве образца своего творчества показал собственные игрушки из бумаги, разработка которых была моим увлечением.

Саша Татарский, человек чрезвычайно интересный, прекрасно разбирался в людях и видел в каждом сотруднике достоинства. Концентрировал вокруг себя людей и любил их. С кудрявой шевелюрой! Восхищал всех! Он посмотрел игрушки и спросил: мол, что из этого можно сделать? Я ответил: например, по технологии что-то похожее на “Пластилиновую ворону”. Татарскому понравилось. Выяснилось, что именно в этой группе, где я оказался, ее и делали. Меня приняли.

Но обучение профессии аниматора надо было совмещать с реальной работой.

Первое мое задание – сделать контур для фильма “Крылья, ноги и хвосты”. Кладешь целлулоид на кальку и тщательно, аккуратненько выводишь. Делаю, а рука нещадно трясется!!! Одна фаза, другая… Ну, думаю, армию прошел, проекты с чертежным инструментом рейсфедером выполнял… а тут какие-то волосатые каракули получаются. Сейчас точно выгонят! Подходит ко мне коллега и друг Татарского, художник Игорь Ковалев, сейчас он – классный режиссер в нашем деле, Мастер, артистичный, творческий человек. И обращается ко всей группе: “Подойдите сюда”. Сердце замерло… “Вот так все и делайте, только так, с кляксами, неровностями”. Вот и появился необычный контур в фильме.

В 1988 году мы стали кооперативной студией “Пилот” в объединении “Видеофильм” при Госкино. Сбылась мечта Татарского о собственной студии. Ранее им были разосланы письма на Киностудию имени Горького, в Фонд Ролана Быкова с просьбой в их структурах организовать мульти-пликационную студию. В Госкино тоже писали. Никто не откликнулся. И вдруг раздался телефонный звонок из инстанций. Лицо Татарского посветлело. Студии был дан зеленый свет. Мне и оператору Голомбу Иоси-фу Эммануиловичу довелось стать первыми ее работниками. Нам Саша поручил техническую сторону создания студии. Под помещение выделили церковь Трех Святителей на Кулишках. На мне было оформление документов на это здание и его реставрация. Голомб доставал дефицитное кинооборудование.

– Володя, а когда вы пришли в “Пилот”?

Вл.НАУМОВ: В 1988 году. И уже знал и Сашу Татарского, и Игоря Ковалева. Я получил место на студии “Пилот” и потом занимался производственными проблемами. Сначала был ассистентом режиссера. Эта должность существует, чтобы обеспечить все для производства фильма. Меня через полгода вызвал Татарский, когда я уже осваивал профессию мульти-пликатора; к тому времени, будучи учеником, выполнил несколько эпизодов как аниматор. Саша задал мне вопрос: “Ты готов заниматься только анимацией?” Я ответил: “Да нет, мне скорее интересен весь процесс создания”. – “А не хочешь ли у нас на студии возглавить всю производственную часть?” Я согласился…

Конечно, на первых порах не было в “Пилоте” четкого процесса в этапах создания фильмов. Мы все, сообща, построили, условно говоря, этот “дом”. И позже, на “Союзмульфильме”, когда я начал работу в качестве начальника производства, мне очень помог опыт “Пилота”.

– После “Пилота” как складывались планы? Как формировался именно ваш стиль?

Дм.НАУМОВ: Да, волею судеб, после дебютного фильма в качестве режиссера в сборнике “Лифт” мой сюжет назывался “Механизм”. Меня и художника Валентина Телегина пригласили обратно на “Мульттелефильм”. Там режиссер Людмила Розовская с группой начала осуществлять фильм “Про Ивана Кузьмича”. Но Розовская уезжала в Испанию, ситуация оказалась патовой. Надо было начинать съемочный период. И нам предложили это сделать. Деваться было некуда! Не готова декорация, и мне пришлось переделывать весь сценарий. Было сложно! Но выдюжили! И приз получили на Международном фестивале “Крок”.

Вл.НАУМОВ: Мне же, после работы на студии “Пилот”, довелось стать директором молодой видеостудии при театре “Ленком”. Мы снимали клипы для Агузаровой, Бутусова, документальные фильмы – на больших площадках и не только в театре «Ленком».

Дм.НАУМОВ: В 1991 году мы задумали снять “Замок” Франца Кафки. Меня так увлекло аллегорическое произведение одного из лучших писателей мира, опубликованное посмертно в 1926 году, что я, читая роман в вагоне метро, проезжал несколько станций. Фильм назвали “Землемер” – это главный безымянный герой, который противостоит тоталитарному государству в одиночку. Поразительно было похоже на тогда недавнее наше прошлое. И с ним хотелось попрощаться таким образом…

Вл.НАУМОВ: Да, нам удалось встретить замечательного человека – Карамышева Геннадия Илларионовича. Мецената с большой буквы. В начале девяностых – большая редкость. Он согласился профинансировать проект. Это была просто огромная удача. На наши слова “Фильм никогда не окупится” – Карамышев сказал волшебную фразу: “Снимайте, что хотите!” Под данный проект была создана студия «ТПМ». В 1993 году фильм закончили.

– Позже вы открыли свою студию, знаменитую “ТПМ-Крыша”, на реальной крыше дома, в районе Киевского вокзала, где рождались идеи братьев Наумовых. В студии вы утвердили нарратив компьютерных игр и снимали яркие фильмы в разных жанрах, влияли на поколение молодых своим примером в профессии. “Крыша” разрасталась. Помещения не хватало. Вы искали варианты ее размещения. Она была нужна сообществу подобно клубу, мы бывали там с огромным интересом. Следили за проектами. С крыши был великолепный вид на Москва-реку.

Дм.НАУМОВ: После окончания работы над “Землемером” мы занялись производством серии интерактивных сказок для детей “Волшебные истории Тутти”. Этот жанр появился в начале компьютерной эпохи. Ребенок, смотря сказку, может остановить ее и джойстиком мыши “оживить” элементы фона.

Вл.НАУМОВ: Но компьютерные игры мы закончили снимать в период кризиса, в 1997 году. И наша студия переехала в арендованную мастерскую, которая располагалась на крыше углового дома с шикарными видами на Киевский вокзал, Белый дом и высотку здания МИД. Это месторасположение и дало приставку “Крыша” к названию студии. Очень смешно меня воспринимали в налоговой инспекции. Для них слово “Крыша” воспринималось определенным образом. Вырастал образ “бандитов”. Ну, убрали это название. Оформили индивидуальное предпринимательство (ИП).

Из “ТПМ-Крыша” мы ушли перед пандемией; более двадцати лет прошло со дня ее основания.

Дм.НАУМОВ: Студия “Крыша”, как ее потом называли наши коллеги, стала местом сбора оргкомитета Открытого анимационного фестиваля в Суздале. Он появился в наших умах еще в 1995 году. И первые четыре года проходил в пансионате под Тарусой. Просто в те безденежные и безработные годы стало понятно, что аниматоры теряют друг друга.

Удалось восстановить и даже активно приумножить, уже в Суздале, общение профессионалов нашей профессии.

В самом начале двухтысячных годов часть коллектива студии переместилась на студию “Союзмультфильм”. На нашей компьютерной базе был создан “Отдел цифровых технологий”.

– Скажите, братья Наумовы, судя по всему, вам удалось многое в трудной и счастливой профессии. Путь в анимацию был долгим. В одном из интервью Дмитрия он сблизил профессию архитектора и аниматора отличной фразой: аниматор, как и архитектор, должен видеть свое мультипликационное “здание”.

Вл.НАУМОВ: В анимационном производстве все то же, что и в архитектуре. Есть творческий замысел, а потом кропотливая работа над его воплощением.

– “Кадр за кадром, кирпич на кирпич…” А планы на будущее?

Дм.НАУМОВ: Достойно встретить старость!

(общий смех!)

– Достойный ответ истинных творцов!

Беседовала Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 4 за 2024 год.