Долгожданное окно

Фото Т.ШАБУНИНОЙ
Фото Т.ШАБУНИНОЙ

Режиссер Роман Феодори, чью “Нарнию” в Москве с любовью помнят, в этот раз обратился к ранней книге Джеймса Мэтью Барри “Питер Пэн в Кенсингтонском саду”. Спектакль появился в екатеринбургском ТЮЗе осенью прошлого года и сразу стал хитом. Именно “Питер Пэн” открывал программу “Детский Weekend” на “Золотой Маске”.

Встреча Питера Пэна с Вэнди происходит лишь в самом финале, а сюжет выстраивается вокруг событий, случившихся задолго до того. Сказочное двоемирие, зыбкая граница яви и снов, Кенсингтонской сад, созданные режиссером и художником Даниилом Ахмедовым, становятся настоящим порталом в мир чудес. В истории о “мальчике, который не хотел взрослеть” время движется по волшебным законам, а команда мастеров, собранная Феодори, открывает зрителям возможность проникнуть в пространства, обыкновенно сокрытые от глаз.

Редкий в наших краях жанр мистерии оправдан. В спектакле гармоничным образом сочетаются разные виды искусств. Музыка (композитор Евгения Терёхина) вбирает в себя голоса эльфов, пение птиц и шум дождя. Хоровое многоголосие квартета (хормейстер Александр Жемчужников) забирает большую часть слов у актеров, что не мешает им выражать себя через пластику, завораживающую энергией (хореограф Татьяна Баганова), в лучах призрачного света (художник по свету Тарас Михалевский). Прекрасные танцовщицы и танцовщики “Провинциальных танцев” на глазах перевоплощаются, постоянно меняя обличия.

История начинается в Кенсингтонском саду, куда приходят женщины, мечтающие о рождении прекрасных и талантливых малышей. Они пишут письма с пожеланиями, листочки бумаги превращаются в кораблики, плывущие не по реке, а по воздуху. И вот уже новая реальность – мечты сбылись – изящные молодые дамы прогуливаются с колясками. В этом счастливом многоголосии разыгрывается первая маленькая трагедия: у одной из мам (Ольга Медведева) письмо осталось без ответа, она грустно вглядывается в призрачную даль в надежде на долгожданную встречу с ребенком. Напряженное ожидание только усиливает радость встречи с малышом.

Все дети в сказке Барри до рождения были птицами, поэтому Питер Пэн сидит в кроватке с ангельскими крыльями за спиной, еще не успевшими исчезнуть за краткое время пребывания на земле. Взлохмаченная, в белой распашонке кукла мальчика в руках четырех актеров напоминает об особом мире детства, живущем по особым законам, когда час мог вмещать в себя больше открытий, чем год, когда можно было одновременно бегать, летать и балансировать на спинке кровати.

Но вот мама отходит за книгой, а непослушный мальчик, влекомый невидимыми силами, приближается к распахнутому окну. Один шаг – и он уже на свободе. Любой подросший ребенок знает опасность и иллюзорность свободы. Удержат ли призрачные крылья? Не оборвется ли в этом полете жизнь? Возможно, детство самого писателя завершилось на моменте неожиданной и скоропостижной смерти его любимого брата, а боль от расставания превратилась в источник творчества.

Мальчик становится юношей (Сергей Молочков), теряет белые одежды и крылья, а с ними способность летать. Старый ворон Соломон появляется на фоне серого и угрюмого неба. Большая черная кукла, сидящая на ветвях огромного дерева, невольно побуждает юных зрителей в зале крепче сжимать руку родителя. Ворон откроет Питеру, что он “серединка на половинку” – не может более покинуть остров, но и на острове будет чужаком, ведь он уже не птица, но и человеком стать не смог. В отчаянии Питер зовет маму и рвется вновь попасть на подоконник заветного окна, с которого так необдуманно вылетел.

Тема дома и дороги к нему – одна из центральных в спектакле. Только где этот дом? Будучи младенцем, обнимая маму, Питер тоскует по дому своей птичьей души. Попадая на остров птиц, страстно мечтает вернуться в объятия мамы. Дом – это место, куда можно сбежать от одиночества, разделив его с тем, кому ты дорог. Летать без крыльев могут лишь те, кто верит в себя. И Питер на наших глазах из потерянного и уязвимого малыша превращается в смелого и храброго юношу.

Он преодолевает все возможные преграды в поисках дороги к родному окну. И пусть птицеголовые жители Острова в черных одеждах (стоит сказать о том, как интересно использованы в спектакле приемы теневого театра) грозят расправой, Питеру достаточно ярко-красного воздушного змея и птичьего гнезда, чтобы переплыть бушующие воды озера. Мечта о доме не дает забыться в потустороннем мире прелестных крылатых существ. Фея Динь-Динь строго спросит, верим ли мы в фей? И это не праздный вопрос. Ведь если кто-то сомневается в их существовании, феи умирают. Так сказочная реальность показывает свою зависимость от мира земных забот и тревог, а полет Питера, подаренный ему дуновением волшебной пыльцы, невозможен без веры в собственные силы.

В финале перед нами снова возникает окно дома, но на нем решетка. Питера больше не ждут, самая лучшая мама на земле качает на руках другого малыша. Мы не слышим слов Питера, но мы ощущаем его боль. Свобода невозможна без одиночества, а Питер когда-то невольно выбрал путь свободы. Но сейчас он на подоконнике окна родного дома, который ныне для него закрыт и чужд. Такое больно принять, но у Питера хватит на это сил. Смирившись, он поведает девочке Вэнди из соседнего окна про свою потерянную тень. Он ничего не скажет ей про свои ошибки и слезы, но постарается стать для нее другом, с которым она никогда не будет испытывать одиночества. Вместе они отправятся искать его тень, а затем совершат множество приключений и помогут другим детям обрести веру в себя, дадут силы для преодоления трудностей на пути. Этого в спектакле не покажут – остановят повествование на моменте встречи, благодаря которой Питер будет учиться любить сам, а не ждать любви от других.

Анна НИКИФОРОВА

«Экран и сцена»
№ 6 за 2022 год.