Сельский прикид

Кадр из фильма “Покой нам только снится”НАГРАДЫ XXIV ОТКРЫТОГО ФЕСТИВАЛЯ КИНО СТРАН СНГ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ И ЭСТОНИИ

КОНКУРС ПОЛНОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ

Главный приз “Золотая лоза” – фильму “НЕБЕСНОЕ КОЧЕВЬЕ”, режиссер Мирлан Абдыкалыков (Киргизия).

Приз за режиссуру – ЮРИСУ КУРСИТИСУ (“Модрис”, Латвия).

Приз за лучший сценарий – не присужден.

Приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу – ЭЙТВИДАСУ ДОСКУСУ (“Покой нам только снится”, режиссер Шарунас Бартас, Литва/Россия/Франция).

Приз за лучшую мужскую роль – ЖАНДОСУ АЙБАСОВУ (“Кенже”, Казахстан).

Приз за лучшую женскую роль – ЭКЕ МОЛОДИНАШВИЛИ (“Там, за горами”, режиссер Леван Тутберидзе).

Приз за лучшую музыку – РОМАНУ ДУДЧИКУ, ЛЮБКО МАРИАШУ (“Полет золотой мушки”, режиссер Иван Кравчишин).

Специальный диплом – фильму “СЛЕПЫЕ СВИДАНИЯ”, режиссер Леван Когуашвили (внеконкурсная программа “В фокусе – Грузия”).

Приз кинопрессы имени Ирины Шиловой – “ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ”, режиссер Шарунас Бартас.

 

КОНКУРС КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ “ГРАНИЦЫ ШОКА”

Гран-при – фильму “ТАНЯ”, режиссер Никита Иконников (Россия).

Спецприз – фильмам “ПООДАЛЬ”, режиссер Катерина Горностай (Украина) и “ПА ПА”, режиссер Валерий Олехно (Латвия).

Диплом – фильму “УЛИТКИ”, режиссер Марина Врода (Украина).

Дипломы Гильдии киноведов и кинокритиков – фильмам “ПООДАЛЬ” и “СЕКОНД ЛАЙФ”, режиссер Оксана Михеева (Россия).

 

КОНКУРС “КИНОМАЛЫШОК”

Приз за лучший фильм – “НЕБЕСНЫЙ ВЕРБЛЮД”, режиссер Юрий Фетинг (Россия) и “ЧАСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ-2”, режиссер Александр Карпиловский (Россия).

Лучшая роль девочки – СОФИ ШУТКИНА (“Ведьма (ТихАя”), режиссер Дмитрий Федоров, Россия).

Лучшая роль мальчика – СЕМЕН ТРЕСКУНОВ (“Частное пионерское-2”).

 

КОНКУРС “ОМНИБУС”

Приз – фильму “ХРОНОТОПЬ #375” (режиссер Андрей Кудиненко, арт-группа Chronotope, Беларусь).

Специальное упоминание жюри – режиссеру АННЕ ЯНОВСКОЙ (новелла “Двое вместе” из киноальманаха “Счастье – это…”).

 

КОНКУРС ТЕЛЕФИЛЬМОВ “ТВ-ШОК”

Первый приз – “ОТПУСК ЛЕТОМ”, режиссер Артем Насыбулин (Россия).

Второй приз – “ОБНИМИ МЕНЯ”, режиссер Максим Демченко (Россия).

Третий приз – “СКАЗКИ МАЧЕХИ”, режиссер Юрий Павлов (Россия).

Специальный диплом – телесериал “РОДИНА”, режиссер Павел Лунгин.

Приз “Госпожа удача” имени Павла Луспекаева за мужество и достоинство в профессии – актрисе СВЕТЛАНЕ НЕМОЛЯЕВОЙ.

 

В одном отдельно взятом российском регионе кино снова поехало к людям, напомнив о, казалось бы, канувшей в Лету кинопередвижке, которая когда-то в жару и мороз всех времен года добиралась и в кишлаки дехкан, и в чумы оленеводов. И не потому, надо думать, что чиновники авторитарного агитпропа без памяти любили свой советский народ, а потому, что хотели донести до этого самого народа, как их любят партия и правительство на примере счастливых граждан, излучающих радость социалистического бытия в фильмах “Волга-Волга” или “Кубанские казаки”.

Подозреваю, что Лариса Садилова, представившая на нынешнем анапском “Киношоке” свою очередную, на сей раз документальную картину “Сельский показ”, если и была обеспокоена проблемами пропаганды и агитации, то не в самую первую очередь. На примере реальной глубинки в Курской губернии она попыталась доказать, что если захотеть, то где-нибудь, например, в Волобуеве, местный житель опять сможет почувствовать себя “человеком в кино” не только возле телевизора. Получит возможность сопереживать или негодовать в компании пусть даже не сотен, но нескольких десятков односельчан, и даже, если потребуется, сможет шикнуть на кого-то: не мешай, мол, смотреть! А то, что до сеанса ему еще и концерт артистов Курской областной филармонии “покажут”, так это вообще повод празднично приодеться.

На самом деле, предполагая это или нет, Садилова, кроме всего прочего, эскизно, несколькими легкими штрихами набросала в “Сельском показе” и портрет сегодняшней провинциальной России, и сделала это не тяжелыми и темными масляными красками, которые пока что чаще всего в ходу, а прозрачными и веселыми. Замечательные детские лица, местные первые красавицы, которых по прикиду трудно отличить от столичных сверстниц, разноцветье полушалков и парад причесок, по которым нетрудно проследить вехи отечественного парикмахерского искусства нескольких последних десятилетий. Но, главное, никакой безнадеги на лицах, потому как зрительский стар и млад, которому, вероятно, житейских проблем тоже не занимать, в данную конкретную минуту испытывает единение на фоне светящегося экрана, где “красиво смотрят и красиво говорят”. И вообще не надо печалиться – так, во всяком случае, назывался фильм, который на этот раз привезли в Волобуево.Кадр из фильма “Небесное кочевье”

Если же спуститься с небес на землю, то затея, в которую в Курске уже шесть лет вдыхают жизнь энтузиасты от культуры, чиновники, между прочим, пока что в масштабах страны продолжения не нашла. И почему-то кажется, что и в обозримом будущем еще не будет повода воскликнуть, что невозможное возможно, раз властям сегодня, мягко говоря, по барабану, что о ней думают и далеко, и близко.

Наверное, так сошлись звезды: на двух киносмотрах, прошедших друг за другом – Казанском международном фестивале мусульманского кино и “Киношоке” – Гран-при получили картины из Киргизии. В столице Татарстана наградой была отмечена “Курманжан Датка” Садыка Шер-Нияза, в Анапе – “Небесное кочевье” Мирлана Абдыкалыкова. В первом случае – масшабное историческое повествование, во втором – локальная семейная история, окрашенная печалью, какую испытывают бабушки, матери и сестры, когда, оставляя их, из дому уходят внуки, сыновья и братья. Их не бросают – мужчины будут возвращаться, гостить, чтобы опять уходить.

“Небесное кочевье” – простое и грустное кино про ясных людей, которым под силу быть счастливыми, только счастью к ним все некогда заглянуть.

Зато латыш Юрис Курситис, получивший в Анапе приз за режиссуру, снял свою дебютную картину “Модрис” так, что про слово счастье вообще не стоит вспоминать. Модрисом зовут тинейджера из неполной семьи. Про отца он знает, что тот в заключении, хотя потом выяснится, что это не так. А про людей – что никому из них он не нужен: ни сверстникам, ни тем, кому по долгу службы положено заниматься его судьбой. Даже матери Модрис интересен постольку поскольку. Одним словом, никому не интересен, разве что игровым автоматам, к которым пристрастился. А здесь ничего, кроме мечты о вожделенном джекпоте и денежных неприятностей.

Курситис бесстрастно снимает историю современного лишнего молодого человека, излагает факты и беспощаден в сомнении, что герою кто-то поможет. Наверное, ему хотелось бы рассказать историю с другим финалом. Но не обессудьте, не выходит. Так что простимся с Модрисом, получившим два года, теперь уже не условных.

В числе фильмов, которых в игровом конкурсе “Киношока” ждали особо, априори записывая в фавориты, был “Покой нам только снится” любимца фестиваля Шарунаса Бартаса, чьи картины всегда были украшением его программ. Конечно, у людей информированных был повод говорить, что на этот раз Бартас снял кино чрезвычайно личное, едва ли не исповедальное. Ему и приз кинопрессы дали с формулировкой, где без “исповедальности” тоже не обошлось. Прочие же зрители увидели картину про мужчин и женщин, три изысканно переплетенных сюжета о любви. В одном – отношения двоих зашли в тупик, и возможности что-то теперь переиначить не наблюдается. В другом, про мальчика и девочку, еще только живущих в предчувствии любви, вмешались несчастливые обстоятельства жизни. А в третьем – жена голосит над нелепо умирающим мужем, которого еще минуту назад смертельно ненавидела.

В “Покое…” предстал не другой, но обновленный Бартас – не торопя событий, двинувшийся по дороге, какою, кажется, еще не шел, который всегда поражает точностью высказывания, убедительностью артистов и обязательно что-то придумывает для любимой своей актрисы Клавдии Коршуновой.

Отдельных слов заслуживает, на мой взгляд, и дебютный полный метр молодого армянского режиссера Армана Чилингаряна “А на седьмой день…” – он возвращает к трагедии землетрясения в Армении 1988 года. Практически это монофильм, и речь здесь не только и не столько об ужасающей трагедии, сколько о способности человека в какой уже раз находить силы, чтобы преодолевать самого себя тогда, когда найти их кажется уже невозможным.

Формат этих заметок, к сожалению, не дает возможности подробнее сказать о короткометражном конкурсе “Границы Шока”, где вместе с российской “Таней” Никиты Иконникова были отмечены сразу две украинские картины – “Улитки” Марины Вроды и “Поодаль” Катерины Горностай. Есть, вероятно, резон поразмыслить и над тем, почему на этот раз игровое жюри, возглавляемое театральным режиссером и художником Дмитрием Крымовым, не нашло кандидата на приз за сценарий. Зато изящным и тонким показался выбор высоких судей при вручении приза “За лучшее исполнение женской роли”, который был отдан Эке Молодинашвили за роль практически второго плана в грузинской картине “Там, за горами” Левана Тутберидзе.

В этой молодой, красивой женщине присутствуют спокойствие и надежность, делающие мужчину по-настоящему счастливым. В странной и не очень внятной истории именно героиня Эки Молодинашвили вопреки логике притягивает, как магнит, заставляя думать: ребята, ну что вы все дергаетесь, суетитесь, дурите, в общем? Что потом вспоминать будете?

Кстати, одним из самых больших впечатлений нынешнего “Киношока” стала программа “В фокусе – Грузия”, а показанные в ней “Слепые свидания” Левана Когуашвили были отмечены специальным призом. В этой картине, между прочим, опять же роль второго плана играет неувядаемый Кахи Кавсадзе – какой это актерский шик!

Светлана Немоляева прилетела в Анапу всего на несколько часов, на церемонии закрытия “Киношока” ей вручили почетный приз “Госпожа удача” имени Павла Луспекаева. А перед этим был ночной показ короткой картины Евгения Корчагина “Феликс и его любовь”, где во всем блеске предстало потрясающее актерское трио: недавно ушедший от нас Александр Леньков, Светлана Немоляева и Игорь

Ясулович. Это был тот самый, уже упоминавшийся, актерский шик, который не купить, не завести, торгуя лицом, а можно только нажить, сделав профессию смыслом целой жизни.

Николай ХРУСТАЛЕВ
«Экран и сцена»
№ 20 за 2015 год.