Давно мечтавший поставить “Снегурочку” Калининградский областной музыкальный театр пошел по непроторенному пути, рискнув создать оригинальный мюзикл по пьесе А.Н.Островского. Музыку написала 23-летняя калининградская композитор, выступившая под псевдонимом Ева Симуран. Оркестр здесь, невидимый зрителю (дирижер Александр Зингер), обитает по бокам сцены в кулисах. Задумав красочное славянское фэнтези о внезапно воспламенившемся холодном сердце (либретто Ольги Болычевой, автор стихов Константин Арсенев), команда спектакля, ведомая режиссером Оксаной Холевой, многого достигла на этом пути: не позволила себе увязнуть в национальном колорите из традиционных сарафанов, кокошников, прялок или бочек с хмелем.
Сценография Игоря Капитанова более чем условная. Над сценой нависла люстра, чьи изгибы напоминают корявые ветви мирового древа, а плафоны – десяток стеклянных снегурочек, подсвечиваемых всевозможными цветами. Чуть в глубине сцены парят в воздухе, слегка покачиваясь, ровные березовые стволы, среди них снует, совершая хореографические па, суровая нечисть. Ближе к финалу на подмостках появится деревянная двухуровневая конструкция (покои Берендеевы, заполненные инфернальными и покорными слугами с глазами долу), увенчанная резным солнцем. Половинки солнечного лика, разделенного на части, внезапно напомнят реснички причудливого божества, снисходительно взирающего на этот пестрый и громогласный мир, существующий в сопровождении 37 музыкальных номеров.
Отличные костюмы народной массовки – работы Фагили Сельской – явно вдохновлены “Спортсменами” Казимира Малевича и другими его созданиями. Головной же убор Весны-Красны (исполнение арии Весны Галиной Окуневой заслуживает упоминания) отдаленно напоминает о картинах Арчимбольдо на темы времен года. Буйству красок противопоставлена главная героиня (в разных составах ее исполняют Мария Свежинская и Юлия Русакова), поначалу обитающая где-то с краю авансцены, прячась за огромными снежками-шарами, почти сливаясь с ними в своем белоснежном наряде – залихватской шапке-ушанке, белом пальто и рукавичках на резинке, как у сорвиголов-детсадовцев. Очарованная статным романтическим Лелем (Сергей Тарасов), периодически что-то глубокомысленно записывающим в эффектную тетрадь-блокнот, инопланетянка или аутистка Снегурочка отчаянно мечтает вписаться в такой земной – горячий и горячечный – мир берендеев: сменить ушанку на венок, серебристые туфельки – на красные, а еще познать любовь, как ее подружка с цыганским темпераментом – Купава (Елена Альфер). Все это, как известно, ей удается и заканчивается плохо.
Отступив от древнерусского колорита, выбрав жанр мюзикла, в котором “Снегурочка”, кажется, еще не представала, Калининградский музыкальный театр сознательно решился на исследование “сердечной остуды” и ее последствий современным театральным языком. Возможно (и даже точно), композитору-дебютанту пока не хватает мастерства – музыкальные характерис-тики персонажей, в отличие от визуальных и драматических, – не самое сильное место постановки, как и музыкальная составляющая в целом: она оставляет ровно-однообразное впечатление. Однако немыслимый драйв участников, исполнителей больших и маленьких ролей, по мере развертывания сюжета передается публике и подхватывается-проживается почти каждым в зале.
Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена»
№ 1-2 за 2023 год.