Женский вопрос

Сцена из спектакля “Последняя жертва”. Фото предоставлено фестивалем

Сцена из спектакля “Последняя жертва”. Фото предоставлено фестивалем

В Рязани в седьмой раз прошел фестиваль спектаклей о любви “Свидания на Театральной”. Так уж сложилась в этом году программа, что в большинстве постановок речь шла о соотношении мужского и женского, об утверждении властных позиций, о любви (если о любви), замешанной на борьбе. Кажется, эта проблематизация традиционных гендерных ролей не всегда возникала по воле режиссеров, а иногда и вовсе вопреки. Но сегодня в вопросах отношений фемоптика – не очки, которые легко по желанию снять и надеть, а потому многие вещи просто невозможно игнорировать как художественную меру условности.

Так, поставленный Татьяной Ворониной спектакль “С любимыми не расставайтесь” Мичуринского драматического театра переносит действие хрестоматийной пьесы Александра Володина в современность. Здесь в красивом синем свете играет джаз, а люди танцуют умело и самозабвенно – так, как будто именно в танце они и проживают свою подлинную жизнь (приз фестиваля за лучшее хореографическое решение). В глубине сцены есть еще одна сценическая площадка – на ней читают стихи, с нее же веско выступает судья. Судья (Ирина Дубровская) монументальна и внушительна, в этом образе нет ничего пародийного – скорее наоборот: в системе спектакля это голос истины. А вот истцы-ответчики на авансцене – собственно, пары, которые судья не хочет разводить – похожи на нашкодивших детей. Это было бы смешно и мило, если бы не было так грустно.

Вот обаятельный артист Эльдар Касумов, имитируя грузинский акцент, недвусмысленно дает понять, что его персонаж – бездельник, однако в разводе этот бонвиван винит мать своей жены – крикливую вульгарную женщину (так сделан этот образ), и жену – глуповатую куколку. Не переживайте, все закончится благополучно: Керилашвили и его юная супруга тихонько помирятся в глубине сцены.

Другой женщине судья заявляет: “А потом локти будете кусать. Целую жизнь прожили вместе, и вот остаетесь одна…”, третью будет уговаривать остаться с мужем – алкоголиком и абьюзером:

Судья. Мир-то будет между вами?

Шумилов. За последнее время скандалов не было. Ну, ударил я ее один раз.

Помирится и эта пара – “нуачтотакого”, как пишут сегодня в соцсетях.

Да, это текст Александра Володина – в пьесе именно так и написано. Но ведь спектакль зрители смотрят в 2022 году, а никакого остраняющего хода по отношению к судье и ее навязчивым попыткам дать понять женщинам, что жизнь без мужчины неполноценна (лучше жить с кем угодно, чем быть одинокой), в нем нет.

С другой стороны, в спектакле “Айсберг“ (режиссер – Григорий Алексеев) частного московского театра “У Борисыча” по пьесе Варвары Алексеевой, где драматург и исполнила главную роль, внезапным happy endом становится встреча с привлекательным мужчиной в аэропорту. Незнакомец с рюкзаком помогает починить чемодан героине, только-только обретшей независимость. Героиня Алексеевой – популярный онлайн-коуч, которую в начале истории бросает молодой человек, сообщая об этом смс-кой, – большую часть сценического времени иронизирует над клиентками, подругами и стереотипами, но полноту бытия обретает, лишь встретив ЕГО.

Поневоле начинаешь думать, что главными феминистами фестивальной программы впору объявить Александра Островского и Бернарда Шоу.

Труппа Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (город Новочеркасск) стала моим личным открытием, несмотря на визуальную архаику постановки. Как и придумано в крепко сбитых конструкциях Островского, в спектакле “Последняя жертва” Петра Орлова нет лишних персонажей, все сплетены в тугой узел любви и расчета: здесь за каждой ролью ощущается подробный разбор. Крупные планы призвано подчеркнуть визуальное решение, как бы кадрирующее сцены золочеными рамками – их в изобилии выносят слуги просцениума. С быстро надоедающими рамками рифмуется мечта нежной и всегда чуть растерянной Юлии Тугиной (Елена Тоцкая – приз за лучшую женскую роль на фестивале) о семейной фотографии с альфонсом Дульчиным и их воображаемыми детьми. Снова и снова эта представление о счастье воплощается на сцене слащавым стоп-кадром. В реальности – все по-другому. Дульчин – Анатолий Фалынский создает роль круп-ными мазками, иронично играя опереточного злодея. В нем столько обаяния, ртутной динамики и безумного блеска в глазах, что он не противен, а скорее любопытен и смешон, каждая сцена с его участием – законченный эстрадный номер. Другое дело – великолепный в своей неподвижности седовласый и статный Фрол Федулович (Игорь Лебедев – приз фестиваля за лучшую мужскую роль). При первом появлении в нем ощущается что-то от хищника, парализующего жертву ультразвуком – в интонациях то и дело сквозит рычание – в финале же это безнадежно влюбленный мужчина, сбросивший маску циника. Между прочим, признающий, что молодая и красивая жена досталась ему в силу несправедливого к женщинам социального мироустройства. В роли Фрола Федуловича, точно размеченной паузами и ритмическими точками, находится место и грубому – от жалости – окрику, когда Тугина, унижаясь, неловко и неумело пытается ради денег разыграть роль кокотки, и взволнованному шепоту, и… акробатическому колесу.

В созданном Дмитрием Бурханкиным мюзикле “Пигмалион” Калужского областного театра (приз фестиваля за лучший спектакль) скверный нрав и привычка манипулировать, свойственные молодому и обаятельному Хиггинсу (Дмитрий Казанцев), ни разу не остаются незамеченными окружающими. А отношение служанки Пирс и миссис Хиггинс (Светлана Никифорова – приз за женскую роль второго плана) к Элизе расцвечено особой теплотой, настоящим сестринством. Да и сама героиня в исполнении Елизаветы Лапиной не даст себя в обиду. Сыгранная условным приемом, как “воспоминание” Элизы (посетители викторианского паба как будто бы один за другим решают взять на себя какие-то роли и подыграть), эта изящная история парадоксальным образом заканчивается выходом Элизы и Хиггинса в свадебных костюмах. Но выходом уже на поклон – подчеркнуто ироническим, так что по завету автора, не чуждого “женскому вопросу”, можно считать это открытым финалом.

Юлия КЛЕЙМАН

«Экран и сцена»
№ 1-2 за 2023 год.