В конце июля балетная труппа Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко закрыла 103-й сезон Программой премьер (если быть точными, это были возобновления). Называлась она лаконично “Программа № 1” и явилась своего рода портретом Музыкального академического театра наших дней, соединившем в себе подчас полярные стили и эпохи. На сцену театра вернулись “Призрачный бал” Дмитрия Брянцева, Гран па из балета “Пахита” Мариуса Петипа и номера современных хореографов. Выбор разных по стилю произведений позволил подчеркнуть мастерство танцовщиков труппы, их способность исполнять хореографию любых направлений и степени сложности.
За последнее десятилетие артисты труппы приобщились к хореографии столь непохожих друг на друга творцов как Джордж Баланчин и Джон Ноймайер, Иржи Килиан и Шарон Эяль. Возглавлявший в течение пяти лет балет Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко француз Лоран Илер последовательно представлял московской публике важнейшие имена современной мировой хореографии. Одновременно на сцене оставались балеты классического наследия. В театре сложился уникальный по своему многообразию репертуар. Новый худрук балета Максим Севагин, судя по всему, намерен это разнообразие поддерживать.
Возобновление балета “Призрачный бал” – дань памяти выдающемуся хореографу Дмитрию Брянцеву, чье творчество определяло лицо театра в течение двух десятилетий. В феврале 2022 года Брянцеву исполнилось бы 75 лет. Лишенный сюжета “Призрачный бал”, где главным источником вдохновения является музыка Ф.Шопена, подобен стихотворению. Этот балет, поставленный в 1995 году, явился своего рода “Шопенианой” конца ХХ века – с новым пластическим языком, но все с той же поэзией чувств, расслышанной в музыке Шопена. “Призрачный бал” всегда любили и зрители, и исполнители. Сменяющие друг друга на сцене пары сплетают многогранную историю любви: Наталья Сомова и Сергей Мануйлов пленяют красотой линий и лиризмом, пылок дуэт Жанны Губановой и Алексея Любимова, с покоряющим пафосом повествуют о превратностях любви Оксана Кардаш и Иван Михалёв. Их полный страсти дуэт становится кульминацией всего балета. В 1995 году “Призрачный бал” произвел сенсацию новизной, сделавшись культовым спектаклем в репертуаре театра. Для нынешнего зрителя он воспринимается уже как классика, вернее, неоклассика.
За четверть века, прошедшие после премьеры “Призрачного бала”, поменялись и художественные вкусы, и хореографическая лексика. Сегодняшний день балетной труппы МАМТа был представлен во втором отделении программы. Номера современных хореографов поразительно контрастировали с романтизмом Дмитрия Брянцева. Современная хореография – совершенно другая система координат, с принципиально иным пониманием движения, музыки, взаимоотношений партнеров на сцене. Творцы нового искусства мучительно и увлеченно ищут себя в пространстве постмодерна, порой их достижения оставляют у зрителя больше вопросов, чем ответов.
В программе было представлено четыре номера, появившиеся за последние семь лет. Их создатели различаются и по хореографическому языку, и по постановочному опыту, и по образованию. Павел Глухов – один из самых талантливых хореографов российского contemporary dance. Окончивший балетмейстерский факультет ГИТИСа у Михаила Лавровского, он профессионально владеет формой и тонко чувствует музыкальную ткань произведения. Показанный номер так и назывался “Я чувствую”. Название многозначное, оставляющее право зрителю самому домыслить, что же чувствуют танцовщики на сцене. Под медитативную музыку Г.Брайерса современные Адам и Ева – Леонид Леонтьев и Валерия Муханова – растворялись в непрерывном потоке движения, оставаясь внешне абсолютно бесстрастными. Еще большим ребусом оказался номер Константина Семенова “Andantino. Сон одной бабочки”на музыку Ф.Шуберта в исполнении Елены Соломянко и Германа Борсая. Современная угловатая хореографическая лексика в сочетании с музыкой немецкого романтика порождала особенный эффект. Хореограф Андрей Кайдановский хорошо известен московскому зрителю,на сцене Музыкального театра идут его балеты “Чай или кофе?” и “Пижамная вечеринка”. К столетнему юбилею МАМТа он поставил “Именинный вальс” на музыку П.И.Чайковского. Желая избежать излишнего пафоса, Кайдановский взглянул на ситуацию с долей иронии:двигаясь в стилизованной манере, потешная пара марионеток – Анна Окунева и Евгений Жуков – праздновала на сцене юбилей. Хореограф не любит озадачивать зрителя загадками – вот и в “Именинном вальсе” все предельно просто и весело. Не ставит вопросов в своем номере “Red Deers” на музыку “Emptyset” и балетмейстер Ксения Тернавская. Это зарисовка из жизни оленей, что разъясняет диктор в самом начале танцевального опуса. Две пары исполнителей напоминают шаманов, исполняющих ритуальный танец. Подражание природе – это и современно, и одновременно – возвращение к истокам.
За последнее двадцатилетие Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко стал настоящей лабораторией современного танца. Здесь любят и ценят contemporary.
Венцом вечера стало Гран па из балета “Пахита”, прозвучавшее как своего рода девиз театра: “Классика превыше всего!”. Большое классическое па из балета “Пахита” – квинтэссенция академического стиля Мариуса Петипа, иногда его называют “ларцом с драгоценностями”. Каждая вариация подобна бриллианту, извлекаемому хореографом из заветной шкатулки. Следующие друг за другом соло, двойки, чет-верки переливаются всеми гранями классического танца. Здесь требуются безупречная выучка, стилевая чистота и академизм исполнения. Далеко не каждый балетный коллектив может достойно выдержать подобное испытание. Труппа Музыкального театра (вернее, женская ее часть, ведь любой балет Петипа – царство балерины) справилась во многом благодаря само-
отверженному труду педагога-репетитора Маргариты Дроздовой, отшлифовавшей исполнение буквально до блеска. Великолепен слаженный кордебалет с точеными линиями ног и рук,хороши солистки в трех сложнейших вариациях. Ольга Сизых ошеломила диагональю легчайших прыжков. Недавно пришедшая в труппу Камилла Исмагилова, лауреат XIV Московского конкурса артистов балета, элегантно и легко станцевала виртуозную вторую вариацию. Дебют молодой балерины на сцене нового для нее театра оказался чрезвычайно удачным. Как всегда, ярким и точным, с балеринским посылом было исполнение Анастасией Лименько третьей вариации. Но главным сокровищем стала Пахита Марии Бек,не ведающей технических преград, музыкальной и артистичной. Вихрь ее тройных фуэте в финале Гран па накалил атмосферу в зрительном зале до максимума.
Именно так, на мажорной ноте, завершил свой очередной сезон маститый, переваливший столетие существования, но не стареющий Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.
Анна ЕЛЬЦОВА
«Экран и сцена»
№ 16 за 2022 год.