“Принцесса и Людоед” режиссера Полины Кардымон в Новосибирском “Первом театре” – вторая часть дилогии. Первая – “Великан Бобов” – была выпущена в Молодежном театре “Глобус”. Там было семь Хармсов, здесь же – раздвоенная пара коверных, вернее, четыре актера, играющие двух персонажей. В ролях Холина, Сапгира – авторов неофициальной советской литературы 1960–1970-х годов, которые, как и…
Люди и куклы
Стихийный баланс
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
На Байкальской театральной лаборатории «Поэзия стихий», несмотря на название, не звучали стихи. Прозвучала проза, вернее лишь один фрагмент из одноименного текста Константина Бальмонта в качестве эпиграфа: «В эти дни унылых ликов, душных домов, и трусливых мыслей, – унесемся, хотя на короткие мгновенья, в область звуков несвязанных боязнью, и послушаем голос Стихий, – Огня, и Воды, и Земли,…
Свое пространство
Методом проб
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
В Санкт-Петербурге прошла лаборатория Яны Туминой “Театр предмета. Путь к моноспектаклю”, организованная СТД РФ. В финале никто из участников не должен был представить эскиз моноспектакля, предполагался именно путь к нему. Лаборатории Туминой не завершаются итоговым показом, поскольку он отнимает время на подготовку и провоцирует ненужную нервность. Этот текст – тоже не итог, а конспект увиденного…
Люди и куклы
Временная петля
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
Актеры Саратовского театра кукол “Теремок” взялись за долгосрочный проект – Лабораторию Актуальной Куклы, или Л.А.К. Планомерно с начала года они работают над самостоятельными эскизами, чтобы впоследствии воплотить их в спектакли, каждый с возрастным маркером 16+. Постановки для взрослых всегда были в репертуаре, на протяжении более двух десятилетий главный режиссер театра Геннадий Шугуров бесстрашно обращался к…
Фестивали
Зритель играет
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
Девять событий фестиваля “Другая сцена”, собранные его кураторами – режиссером Антоном Оконешниковым и театроведом Юлией Клейман, предлагали встретиться со специально для этого созданными “короткими спектаклями на стыке театра и игры”. Получилось постоянное движение в пространстве новой и основной сцен Александринского театра, а также между ними, дополненное путешествиями во времени. Активная позиция зрителей приветствовалась и привносила…
Фестивали
Семейные вопросы
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
По известным причинам в программу фестиваля “Артмиграция – детям” 2021 года вошли спектакли, отобранные экспертным советом еще весной 2020-го. Принципы формирования афиши такие же, как у взрослой “Артмиграции” – в нее входят спектакли, поставленные молодыми режиссерами в городах России. Также после показов проходят обсуждения, только говорят не критики, а зрители, вступая в диалог с режиссерами…
После премьеры
До последней нитки
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
В спектакле “Священный талисман” Театра Предмета, созданном в Центре имени Вс.Мейерхольда совместно с Еврейским музеем и центром толерантности, имеется несколько локаций, точек съемок – в сценическом пространстве они разъединены. Зритель не выбирает, куда смотреть. Вернее, в отличие от кино, он может сделать неочевидный выбор и наблюдать не за большим экраном, на который транслируется основное действие,…
Люди и куклы
Одиночество и его двойник
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
Тема первой лаборатории в Татарском театр кукол “Экият” в Казани – советская литература для детей. Новый художественный руководитель театра Ильгиз Зайниев пригласил Олега Лоевского и Нияза Игламова стать кураторами акции. Эскизы на “Экият-Lab” показали студенты Руслана Кудашова из Петербурга. Марина Хомутова выбрала детские стихи Владимира Маяковского “Эта книжечка моя про моря и про маяк”, ставшие…
После премьеры
Ваше время
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
Зрителей просят прийти в назначенное место в 11:43 или в 13:43. Такие цифры в билете характерны скорее для вокзала, а не для театра. Собственно, на Киевском вокзале и происходит действие спектакля “Точное время”, сочиненного драматургом Екатериной Бондаренко и режиссером Галиной Зальцман в рамках проекта “Москва глазами инженера”. И вокзал здесь не фон или место событий,…
Юбилейное
Доктор кукольных наук
by Алексей ГОНЧАРЕНКО •
Однажды Борис Павлович Голдовский… Впрочем, лучше всего о себе рассказывает он сам. Вот один из образцов его афористичной прозы: «Однажды Борис Павлович Голдовский был оппонентом. Он говорил о том, что нужно опираться только на факты, и не строить воздушные замки. Его слушали и соглашались. Затем Борис Павлович Голдовский сам, не опираясь на факты, вдруг построил…