Методом проб

Фото А.ГРИГОРЬЕВА
Фото А.ГРИГОРЬЕВА

В Санкт-Петербурге прошла лаборатория Яны Туминой “Театр предмета. Путь к моноспектаклю”, организованная СТД РФ. В финале никто из участников не должен был представить эскиз моноспектакля, предполагался именно путь к нему. Лаборатории Туминой не завершаются итоговым показом, поскольку он отнимает время на подготовку и провоцирует ненужную нервность. Этот текст – тоже не итог, а конспект увиденного и проба формулировок.

Первое важное слово – именно “проба”. Так, кстати, звучит слово “репетиция” на нескольких языках. На пробе можно проверить гипотезу и ошибиться. В идеальном замысле предмету предназначена некая роль, а на сцене обнаруживается сопротивление материала. Во время выхода на площадку можно понять, когда и как рождается текст. В 2018 году темой лаборатории стал “Театр художника: пространство, объект, атмосфера” – визуализация текста пьесы У.Шекспира “Буря”. В этом году лаборатория тоже отталкивалась от слова, только каждый участник выбрал тот литературный материал, который его волнует.

Артист Андрей Сергеев бережно искал предметы в тексте Сергея Довлатова “Старый петух, запеченный в глине” – так возник дисковый телефон с трубкой, похожей на самолет. В стопке бумажных стаканчиков обнаруживались то небоскребы, то уличный саксофонист. Понимающий в эстетизме артист Ренат Шавалиев выбрал сказку Оскара Уайльда “Соловей и Роза”, закрепив на груди в качестве сердца гранат – плод истекал кровью, при этом изначальная его суть иронично подчеркивалась, ведь зерна можно съесть в финале. Артист Александр Малышев прочитал графический роман Райана Эндрюса “Сара и семечко” и создал собственный визуальный ряд, книгу-зин, исследуя возможности приближения и удаления объекта по отношению к зрителям, когда что-то необходимо рассмотреть подробнее, а что-то необязательно.

Актриса и художник Василиса Галсанова с помощью мотков промышленной проволоки выстраивала мир “Сказки о золотом петушке”. Окружая площадку, проволока казалась колючей, а скрученные силуэты персонажей покачивались в ритме, заданном инерцией материала. Артист, режиссер и художник Амир Ерманов работал с текстом Тонино Гуэрры “Будильник”, демонстрируя движение времени в часовых механизмах разного масштаба и в вентиляторе-ветре. Художник Мария Гладких решила обнаружить страшную сказку “Тень” (не Андерсена, а шотландскую народную) в огромном пододеяльнике, нащупывая связанные  с ним ассоциации.

Артистка Евгения Тарасова презентовала свой авторский маленький текст о крысе, которая не бежит от потопа, а ждет его, – от раза к разу заново придумывая, как визуализировать стихию. Артист Александр Григорьев соединил собственные воспоминания о счастливом детстве под присмотром трех уютных бабушек с прозой Ольги Колпаковой о поволжских немцах во время войны. Он призвал в союзники бытовые предметы – сундук с посудой на табуретке вдруг оказывался теленком, о котором шел рассказ, с массивной головой и тоненькими ножками, к ним была привязана веревка для выгула.

Режиссер Александр Хромов, отталкиваясь от стихотворения Хармса “Из дома вышел человек”, вывел всех участников на откровенный диалог о своих личных страхах и нынешней растерянности. Актриса и режиссер Мария Чеснокова взялась за Ричарда Баха и с помощью текста “Далеких мест не бывает”, попросив присутствующих завязать глаза, искала образ Бога сначала в звуковом ряде мужских шагов, а потом в запахе яблок. Режиссер Анна Зиновьева, раненая прозой Платонова “Земля”, заставила задуматься, как быстро и страшно атрибуты формы солдата становятся обыденными: ее персонаж – женщина, пришивающая пуговицы к гимнастерке.

Впервые в лаборатории принимали участие хореографы. Евгений Иванов в своих попытках отталкивался от биографии и картин Эгона Шиле. Ограничивая пространство сплетением серебряного скотча, он намеренно сужал возможности движения. Альфия Агишева размышляла на темы “Красного яблока” Чингиза Айтматова, выбрав в качестве предметов ножи и груши. Ее работа была пронизана лирикой отношений мужчины и женщины. Оказалось, что профессионалы танцтеатра с легкостью готовы партнерствовать с объектами и пространством.

Анализируя пробы участников лаборатории, Яна Тумина говорила о глаголах, как они должны сопрягаться между собой. Те глаголы, которые автор использует в тексте, и те, что проявляются в действии на сцене. Обсуждалось, как исполнитель или перформер прикасается к предмету, дает оценку взглядом, позволяет ему проявить себя в статике, понимает предмет с его правдой, нащупывая путь от первых проб к возможному будущему спектаклю.

Алексей ГОНЧАРЕНКО

«Экран и сцена»
№ 15 за 2022 год.