Правда о Маугли

Во множестве разного рода благотворительных проектов в России легко запутаться – никогда не знаешь, куда в конечном итоге попадет твой скромный или не очень денежный вклад, не вернутся ли на прилавок магазина средства гигиены и подарки для детей и стариков, не обернется ли попытка помочь поддержкой очередного бесстыдного зла. То, что подобные вещи существуют и даже время от времени становятся достоянием общественности, заставляет нас настороженно относиться к “публичным” видам помощи.

Мне хотелось бы рассказать о том, в чем я уверена.

В 2013 году на фестивале студий творческого развития “Оперение” под руководством Константина Хабенского, проходившем в Уфе, нескольким ученикам детских театральных студий предложили подать заявки с описанием проекта, в котором им самим хотелось бы принять участие. В результате возникло название – “Маугли” Редьярда Киплинга, и выбрано оно было детьми. Инициативу создания спектакля поддержала компания МТС, взявшая на себя большую часть финансовых расходов. С самого начала было решено, что проект станет благотворительным – в зависимости от условий показа в каждом конкретном городе – на помощь детям с онкологическими заболеваниями мозга будет уходить значительная часть суммы от продажи билетов. Суммы публикуются на сайте проекта.

История о Маугли в прочтении коллектива создателей спектакля получила современный вид и простую сюжетную линию: действие перенесено в условный мегаполис, в котором мальчик, оставшись без внимания, сбегает от состоятельных, занятых работой родителей. Он оказывается в каменных джунглях, где свободный народ стаи волков превратился в компанию художников-графитчиков под руководством мудрого Акелы (Константин Хабенский), бандерлоги – в компанию баскетболистов, Шерхан – в “ночного волка”, а точнее в “ночного тигра” в байкерском обличье. Спектакль поставлен в жанре мюзикла.

Отдав большую часть ролей актерам-детям от восьми до четырнадцати лет, Хабенский также собрал и замечательный “взрослый” коллектив авторов: музыку и слова песен написали Алексей Кортнев и Сергей Чекрыжов, декорации создал Николай Симонов, в качестве режиссера выступил выпускник мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе Айнур Сафиуллин, а работу над пластической составляющей взял на себя хореограф Николай Реутов.

Детский коллектив поддерживает команда профессионалов – роли Акелы, Каа, Балу, Багиры и Шерхана исполняют взрослые актеры. Исполнители ролей могут меняться в зависимости от места и времени проведения спектакля – в Казани, например, в постановке принимал участие Гоша Куценко, в московской версии сыграли Екатерина Гусева и Тимур Родригез. Роль Маугли досталась замечательному парнишке Даниилу Пасынкову.

Ключ к восприятию этого спектакля лежит, конечно, не в доскональном исследовании нюансов актерского существования, или в чем-то еще, настолько же скучном для главных героев проекта – детей. Проект легкий, веселый, задорный. Суета начинается еще в фойе перед началом – “свободный народ” с красками и кисточками носится среди зрителей, предлагая “стать такими, как они”, а на самом деле просто нанести несколько разноцветных мазков грима на лицо, стать частью спектакля. Надо ли говорить, что маленькие зрители в восторге.

В спектакле много песен и танцев, минимум затянутых диалогов, действие развивается стремительно и приводит к логичному финалу – добро побеждает зло, а найдя ответы на важные для себя вопросы, Маугли понимает, что главные люди его жизни – конечно, родители, и возвращается к ним.

“Поколение Маугли” не имеет постоянной прописки и не идет регулярно – спектакль существует как проект, который может быть возобновлен в любой момент, как только возникнет спонсорская поддержка. Премьера состоялась в Казани, затем спектакль сыграли в Уфе, и наконец, 28 и 29 марта – в Москве. В планах – гастроли на сцене Кремлевского дворца.

Для детского коллектива – это масштабнейшее событие. Помимо посещения столицы – еще и возможность здесь выступить, разделить сцену с известными актерами, поработать с профессионалами, для которых эта работа не просто одна из многих. Ребята светились от счастья после окончания спектакля и плакали, расставаясь со взрослыми коллегами.

Проект несет радость участвующим в нем детям, которые в свою очередь трудятся, чтобы помочь выжить и выздороветь другим. Нельзя не признать его уникальности. В финале каждого из показов на экране можно увидеть лица тех, кому после сегодняшнего спектакля будут перечислены средства, – их видят исполнители, работавшие сегодня для них, видят зрители, сидящие в зале.

Как поется в главном хите спектакля, который цитирует публика и распевают маленькие актеры даже за кулисами: “Да, да, да! Это правда!!!”

Мария НИКИТИНА
«Экран и сцена»
№ 7 за 2015 год.