Улыбки и гримасы фортуны

• Церемония вручения "Золотой Маски". Фото В.ЛУПОВСКОГО«Золотая Маска»
На торжественный лад настраивало уже само место вручения Национальной театральной премии “Золотая Маска” 2012 года – Основная, или, как принято теперь писать, историческая, сцена Большого театра. Вечерние наряды прогуливали, лавируя между колонн Большого; у каждого второго гостя телевизионщики кидались брать интервью. Царило схожее с премьерным оживление.
Когда открылся занавес, из глубины сцены на публику энергичной походкой на фоне задника, меняющего цвета, двинулись два стройных силуэта, женский и мужской. Их обладателями оказались солисты Мариинского театра – балерина Ульяна Лопаткина и певец Ильдар Абдразаков, ведущие Церемонии, как выяснилось в дальнейшем, тактичные и лаконичные. За их спинами тут же опустился еще один задник, целиком состоящий из портретов номинантов нынешней, в восемнадцатый раз вручаемой, премии. Второй год подряд художником-постановщиком Торжественной церемонии награждения лауреатов “Золотой Маски” становится Зиновий Марголин.
Награждение началось с разочаровавшей многих неожиданности – вышедшие на сцену для чествования лауреатов в разделе оперетта/мюзикл Валерия Ланская и Дмитрий Белов вынуждены были последовательно объявить, что ни в одной из четырех номинаций премия не присуждается. По ходу развития событий они даже пытались переломить ситуацию, суеверно вскрывая один конверт вдвоем (не помогло), и апеллировали к Ульяне Лопаткиной, предполагая, что вскрытие конверта ею может принести удачу. Лопаткина, однако, была строга и за рамки своих обязанностей ведущей выйти отказалась: “Ни в коем случае. Это моя первая церемония”.
Как бы то ни было, но к награждению лауреатов в следующем разделе перешли с некоторой растерянностью и опаской, выразив сочувствие номинантам и отметив, что ситуация сложилась совершенно не свойственная бодрому жанру.
В балете/современном танце “Маски” вручали балерина Наталья Сологуб и балетмейстер Раду Поклитару. Три “Маски” отправились в Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: Анне ХАМЗИНОЙ (лучшая женская роль – Русалочка в одноименном балете), Феликсу КОРОБОВУ (лучшая работа дирижера – балет “Русалочка”) и спектаклю “ЗА ВАС ПРИЕМЛЮ СМЕРТЬ / POR VOS MUERO” (лучший спектакль в балете) в постановке Начо Дуато. Еще две награды ушли в Большой театр: Денису САВИНУ (лучшая мужская роль – Солист в балете “Herman Schmerman”) и Мауро БИГОНЦЕТТИ (лучшая работа балетмейстера/хореографа – спектакль “Cinque”). Лучшим спектаклем в современном танце признан “PUNTO DI FUGA” компании “Диалог Данс”, Кос-трома, и “Zerogrammi”, Турин. Получать награду за последний на сцену резво взбежала вся четверка постановщиков – Иван Естегнеев, Евгений Кулагин, Стефано Маццотта и Эмануэле Шаннамеа, острившие, что придется резать “Маску” пополам и делить между Россией и Италией.
Следом приступили к объявлению лауреатов в опере. Своих коллег по жанру награждали певцы – Вероника Джиоева и Владислав Пьявко. К ним присоединился Станислав Кузнецов – заместитель председателя Правления Сбербанка, генерального партнера “Золотой Маски”. За лучшую женскую роль премию вручили Альбине ШАГИМУРАТОВОЙ (Лючия в спектакле “Лючия ди Ламмермур” Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля, Казань). Голос ее дрожал, когда она благодарила Жюри и признавалась, что вручение награды именно на сцене Большого театра для нее знаковое. За лучшую мужскую роль отмечен Уиллард УАЙТ (Боттом в спектакле “Сон в летнюю ночь” Мариинского театра), на Церемонии не присутствовавший. Лучшим режиссером в опере признан Георгий ИСААКЯН, поставивший “Любовь к трем апельсинам” в Детском музыкальном театре имени Н.И.Сац и благодаривший за свою победу Сергея Прокофьева, Карло Гоцци и Всеволода Мейерхольда. Еще две премии (вслед за тремя балетными) были отданы Музыкальному театру имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: лучшим спектаклем избрана постановка Александра Тителя “СКАЗКИ ГОФМАНА”, а ее дирижер Евгений БРАЖНИК сочтен лучшим среди номинировавшихся коллег. Подводя промежуточный итог, “вручанты” отметили: “Мы рады, что с оперой не получилось, как с опереттой”.
Следующую гроздь лауреатов – отмеченных премией художников музыкального театра – объявлял Глеб Фильштинский. За лучшую работу художника по костюмам награжден Жером КАПЛАН (балет “Утраченные иллюзии”, Большой театр), а за лучшую работу художника по свету – Дамир ИСМАГИЛОВ (опера “Золотой петушок”, Большой театр), выдвинутый экспертными советами на премию сразу за три спектакля в музыкальном театре и за один в драме. Сильно забегая вперед, скажем, что и в драме он также стал лауреатом (“Враги. История любви”, театр “Современник”). Лучшей работой художника в музыкальном театре объявлена сценография Зиновия МАРГОЛИНА к опере “Мертвые души” Мариинского театра в постановке Василия Бархатова. Забавно, что в этом году в сравнении с прошлогодней церемонией Фильштинский и Марголин поменялись ролями: “Золотую Маску”-2011 Зиновий Марголин вручал Глебу Фильштинскому.
Награда за лучшую работу композитора была торжественно передана из рук “вручанта” дирижера Михаила Татарникова композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ (балет “Утраченные иллюзии”, Большой театр).
Настало время объявления Специальных премий Жюри музыкального театра. На сцену вышли председатель Жюри музыковед, ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева и заместитель председателя Жюри, режиссер, художественный руководитель Латвийской Национальной оперы Андрейс Жагарс. Они вручили целых три премии: спектаклю “ВИДЕТЬ МУЗЫКУ” пермского Театра оперы и балета имени П.И.Чайковского – за поиск в современной хореографии; Ильгаму ВАЛИЕВУ – за партию Принца в опере “Любовь к трем апельсинам” екатеринбургского Театра оперы и балета; художникам Валентине ОСТАНЬКОВИЧ и Филиппу ВИНОГРАДОВУ – за яркий образ оперы “Любовь к трем апельсинам” в Детском музыкальном театре имени Н.И.Сац.
Лауреата в номинации “Эксперимент” доверили огласить скандальному художнику-акционисту, “человеку-собаке” Олегу Кулику. Открывая конверт, он не преминул высказаться, что предпочел бы вручить премию в разделе оперетта/мюзикл группе “Pussy Riot”. Пришлось, однако, Кулику награждать спектакль “ЗАЖГИ МОЙ ОГОНЬ” Театра.doc.
Дальше внимание зала переключилось на вердикты Жюри драматического театра и театра кукол. В куклах награды распределились так: Захар ДАВЫДОВ (лучшая работа художника) и Александр БОРОК (лучшая работа режиссера) – оба за спектакль “Удивительное путешествие кролика Эдварда” Театра кукол имени В.Вольховского из Челябинска. Лучшим же спектаклем признана работа “ВЕРОЯТНО, ЧАЕПИТИЕ СОСТОИТСЯ” санкт-петербургского Театра-студии “Karlsson Haus”. Премии вручал со спокойным достоинством коллега по цеху – режиссер, актер, педагог и критик Виктор Шрайман.
Следом руководителем Департамента культуры города Москвы были награждены лауреаты премии “Золотая Маска” в номинации “за поддержку театрального искусства” – Виктор КРЕСС, губернатор Томской области, и холдинг “ЕВРОЦЕМЕНТ груп”.
Добрались и до драматического театра. Имена избранников нынешней “Маски” в этом жанре оглашали актеры Людмила Максакова и Игорь Гордин. Лучшим художником в драме стал Александр ШИШКИН за адресованный подрастающему поколению спектакль “Счастье” Александринского театра в постановке Андрея Могучего. Одновременно “СЧАСТЬЕ” признано и лучшим спектаклем большой формы.
За лучшую женскую роль премию получила актриса Светлана ЗАМАРАЕВА (Кручинина – “Без вины виноватые”, екатеринбургский ТЮЗ), явно удивленная и осчастливленная. Лучшим исполнителем мужской роли назван Евгений МИРОНОВ за роль Калигулы в одноименном спектакле Театра Наций в постановке Эймунтаса Някрошюса. Поблагодарив театр, партнеров, а также маму, помогавшую учить роль, Миронов емко и ярко высказался о “режиссере-титане” Някрошюсе: “Это режиссер, который взрывает мозг“.
Пожалуй, самой бурной овацией было встречено имя лучшего режиссера нынешней “Золотой Маски”, а выбрать из пятнадцати имен было наверняка непросто, – Юрий БУТУСОВ (за спектакль “Чайка” театра “Сатирикон”). Он говорил – и очень проникновенно – примерно о том же, о чем поставил свой спектакль: “Я испытываю трепетные и нежные чувства к актерам. Их Бог – театр. Иногда он подмигивает, иногда улыбается, иногда отворачивается”, и благодарил педагогов, этих актеров воспитывающих и растящих.
Лучшим спектаклем малой формы оказались “Отморозки” Кирилла Серебренникова и его учеников – выпускников Школы-студии МХАТ и по совместительству актеров “Седьмой студии”. Получая “Маску” и благодаря Жюри, что поддержало молодой театр, Серебренников сказал: “Когда мы делали спектакль “Отморозки” по прозе Захара Прилепина, мы не рассчитывали ни на какие награды и почести, мы делали спектакль про людей, которые сражаются за справедливость… И вот эту премию я хотел бы посвятить всем людям, которые борются в России за Справедливость: которые делают это на площадях, сидят за нее в тюрьме, которые за нее голодают… Я уверен, что Правда по-любому победит ложь, воровство, мрак”.
Председатель Жюри драматического театра и театра кукол режиссер Римас Туминас и член Жюри театральный критик Елена Ковальская огласили Специальные премии: “МАМАША КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ” Алтайского театра драмы имени В.М.Шукшина, Барнаул, в постановке Романа Феодори (“молодой режиссер, который любит большую форму и владеет ею”) и “ВРАГИ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ” театра “Современник” в постановке Евгения Арье – “за доброту и человечность”.
Приз критики, аккредитованной на фестивале, вручала Наталья Синдеева, генеральный директор телеканала “Дождь”. По результатам анкетирования критиков премию получил балет Большого театра “CHROMA” в постановке Уэйна МакГрегора.
Четыре лауреата, награждением которых завершалась Церемония, были известны заранее. Это спектакль варшавского Нового театра “(А)ПОЛЛОНИЯ” в постановке Кшиштофа Варликовского, признанный лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в 2011 году. А также три лауреата премии “Золотая Маска” “за выдающийся вклад в театральное искусство” – актер Калужского драматического театра Михаил Арсентьевич ПАХОМЕНКО, художник и писатель Эдуард Степанович КОЧЕРГИН и режиссер Петр Наумович ФОМЕНКО.
Финальная точка Церемонии, довольно обыкновенной по форме, изредка разбавляемой музыкальными вставками (в исполнении оркестра Большого театра, певца Ильдара Абдразакова и пианиста Даниила Трифонова), оказалась не слишком уместной и даже сомнительной: Московский академический камерный хор исполнил ни больше ни меньше как “Боже, царя храни!”. Вряд ли без программки кто-нибудь бы угадал, что режиссером Церемонии (третий год подряд) выступала разудалая Нина Чусова.
Каждый может составить свой список номинантов, незаслуженно обойденных вниманием Жюри. Так, например, мне жаль, что никак не отмечен балет Мариинского театра “Парк”, спектакли Валерия Фокина, Миндаугаса Карбаускиса и Виктора Рыжакова. Это из разряда премиальных ухмылок. Улыбок, впрочем, как и награжденных, все равно было больше.
 
Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена» № 7 за 2012 год.