Нине Чофу (Корина Муаз) около сорока лет, а ее уже хотят сделать генеральным прокурором Румынии! Кандидатура Нины тщательно обсуждается на самых высоких уровнях, включая соответствующие структуры Евросоюза и государственные инстанции Румынии. Все сходятся в одном: лучше нее не найти.
Нина – грамотный профессионал, а с коррупцией – неизлечимой болезнью Румынии – борется, как с личным врагом. Мало кому известно, что причина ее непримиримости действительно очень личная. Ведь более двадцати лет прошло, а старые душевные раны не зарастают.
Мздоимство в семинарии и разоблачение ее ректора как сотрудника спецслужб времен Чаушеску вызвало нервный срыв у брата Нины Георге (Михня Молдовяну), он передумал учиться на попа и покончил с собой. Вскоре сгорела от рака и мать Нины (Эла Ионеску): из-за ее стремления любой ценой “пропихнуть” сына в семинарию все сбережения семьи ушли на взятки, которые приходилось давать за каждый экзамен, и оплатить эффективное лечение за границей стало нечем. Поэтому к церковнослужителям, уличенным в коррупции, Нина бывает особенно беспощадна, за что ее энергично продвигают брюссельские кураторы, но категорически возражают иерархи Румынской православной церкви…
Режиссер-постановщик Киприан Мега, он же клирик Румынской православной церкви отец Киприан, второй раз не побоялся приехать в Москву, где его третий фильм “21 рубин” приняли в конкурсную программу 46-го ММКФ. В 2022 году его актер Костел Кашкавал получил приз 44-го ММКФ за лучшую мужскую роль в предыдущей картине Меги “Глас вопиющего в пустыне”. Однако на сей раз наград не было. Но отец Киприан, по-видимому, на это и не рассчитывал. Для него было принципиально важно вообще показать картину, так как в Румынии все ее общественные просмотры так или иначе срывались.
Давление на отца Киприана оказывалось еще сильнее. Парадоксальным образом именно такой “пиар” поспособствовал росту интереса к фильму “21 рубин” среди сограждан Киприана Меги. Но совершенно исключено, чтобы эту картину, в которой современная православная церковь показана как служанка Евросоюза, взяли бы в фестивальный конкурс где-либо, кроме России: это, по словам самого Меги, последняя страна, где христианство до сих пор имеет какое-то значение.
В финале Нина Чофу обретает веру в Бога – именно потому, что она как будто посмотрела в глаза дьяволу. Точнее – слугам его, то есть людям, добившимся высокого положения через преступление Божьих заповедей. Вот за это, скорее всего, и ополчились на батюшку Киприана и его матушку Лауру, постоянного продюсера всех его фильмов.
“21 рубин” – далеко не единственная современная румынская картина, в которой прямым текстом говорится, что падение режима Чаушеску не принесло народу ни “освобождения”, ни справедливости. Ведь у Румынии и ее богатств просто сменились хозяева. И еще вопрос, кто хуже – ”коммуняки” или “демократы”. Один из персонажей фильма “21 рубин”, бывший мэр-взяточник (Дорел Вишан, во всех ролях одинаковый и всегда живой и убедительный), прямо говорит: “Румыния проклята, здесь никогда хорошо не будет”.
Сюжет фильма “21 рубин” строится на сопоставлении воспоминаний Нины Чофу о случившемся в их семье и ее нынешней повседневности. В обоих временных пластах к трагедии приводит не что иное, как тяжелый компромисс, на который в 1999 году идет мать Нины, а в 2022-м – она сама. Простая работница пекарни Дорина Чофу игнорирует предупреждение священника, строго запрещающего ей давать взятки за поступление сына в семинарию. А высокопоставленный юрист Нина Чофу также готова принять условия брюссельских кураторов и государственных чиновников, лишь бы стать генпрокурором. Она мечтает отправить за решетку банду коррупционеров и педофилов в рясах, на которую у нее собрано немало компромата.
Другая цель Нины Чофу – способствовать постановке своего сценария, написанного по следам ее семейной трагедии. Нина об этом не может молчать. Для нее, собственно, все, что связано со словами типа “демократия” и “правовое государство”, определяет только один признак: каков список тем, которые можно отразить в искусстве? Если то, что коснулось (и волнует) столь многих, негласно запрещено – значит, никакой свободы нет. Да и сам отец Киприан открыто говорит, что цензура в евросоюзной Румынии – пострашнее, чем в России.
С прискорбием приходится отметить, что даже такое внутреннее содержание, наполненное личным пастырским опытом, требует постоянной работы над повышением своего сценарного и постановочного мастерства. Это важно для всех, особенно – для режиссеров-самоучек. Контраст между все более глубоким и серьезным содержанием фильмов Киприана Меги и все тем же любительским уровнем его режиссуры даже вызывает ощущение снижения художественного качества – именно по мере углубления проблем, рассматриваемых в фильме. Что и обидно, так как режиссер и продюсер более высокого класса, нежели батюшка Киприан и матушка Лаура, вряд ли затронули бы такую тему.
Интересно, что роли иностранных кураторов исполняют известные европейские актеры; они не рассчитывали на большой гонорар и работали, исходя из идейных соображений. Представителя Еврокомиссии Николетту Деллакьеза, не верящую ни в Бога, ни в черта, вожделеющую нетрадиционного секса с Ниной, при этом отлично ладящую с румынским епископом, играет итальянка Элизабетта Пеллини.
Государственный секретарь американского правительства Микки Мантовани, одетый в ковбойский костюм и кружевную рубашку (также намек на его сексуальные “особенности”) и всегда слегка пьяный – небольшая, но запоминающаяся роль Микки Рурка. Он, между прочим, католик, с возрастом стал особо религиозным и считает, что политика правящих кругов США в Европе – настоящий колониализм, ничего общего не имеющий с борьбой за свободу и демократию. Эти персонажи несут румынам “прогрессивные европейские ценности”, а на деле сводятся к одной формуле: отказаться от себя.
Бойфренда Нины, парижанина русского происхождения Юрия Афанасьева, играет Энтони Делон, по его признанию, всегда мечтавший сыграть с Микки Рурком. В небольшой по объему роли Делон-младший весьма точно изобразил европейца-космополита: его герой, русский по матери, на вопрос радиоведущего “Каково это – в наше время говорить по-русски?”, честно отвечает: “А я по-русски вообще не говорю – не знаю языка!”
Юрий также знает правила игры в кино и первым пытается отговорить Нину от экранизации ее воспоминаний. Повод подходящий: разумеется, сценарий Нины еще очень “сырой”, профессиональным требованиям не отвечает. Не лучше ли пока отложить его? Нескоро ведь освоишься с новой высокой должностью, времени не хватит! Что же, может быть, Юрий и прав.
Однако и перспектива намеченной Ниной расправы над преступниками в рясах тоже становится призрачной. И местные чиновники, и Мантовани с Деллакьезой, и бывший однокурсник, ныне сотрудник службы госбезопасности, предупреждают Нину: нельзя трогать эту шайку, у них очень большие связи. Нина же продолжает расследование. К ней приходит друг детства ее покойного брата Георге. Он-то закончил семинарию и стал священником, но ради памяти Георге готов на суде дать показания на тех, под кого “копает” Нина…
Фильм “21 рубин”, как и положено европейско-американской в каком-то смысле постановке, продолжает традиции итальянских и голливудских фильмов о смелом и честном детективе, расследующем преступления мафии. Нетрудно догадаться, что непреклонная Нина будет полностью уничтожена. Для начала энергичная, бисексуально раскованная Николетта Деллакьеза соблазняет Юрия, который после этого становится Нине противен. Ее беременность от Юрия также заканчивается смертью плода.
Затем к Нине домой приходит полиция и арестовывает ее без предъявления обвинения. Через некоторое время, достаточное для того, чтобы человек понял, чего от него добиваются, Нину Чофу отпускают из СИЗО под условие не подходить к прокуратуре даже близко. Понятно, что работать юристом она никогда больше не сможет. В довершение всего ее отец попадает в больницу с постинфарктной деменцией: тяжело старик пережил случившееся!
Однако восприятие фильма “21 рубин”, притом еще и длинного – на два с половиной часа, несмотря на актуальность сюжета, персонажей и коллизий, значительно затрудняет его чрезмерная перегруженность персонажами. В фильме “21 рубин” действующих лиц хватило бы на мини-сериал! Впрочем, получившаяся кинофреска представляет собой анализ, чтобы не сказать – диагноз и судебной системе современной Европы, и церковной. Сам Киприан Мега считает, что, если развивающиеся процессы в современном мире не остановятся, то общее положение станет очень опасным.
В воспоминаниях персонажей и в их современной реальности особую роль играют обильные пирушки и попойки отрицательных героев, о которых даже не скажешь, что они чревоугодничают “в роскошном дворце, тревогу вином заливая”. Они заодно, никакой у них тревоги за свое положение – ни у мэра, ни у священника, ни у епископа. Все проблемы решает “конверт с пожертвованием”.
Но все ли потеряла Нина? В сценарии, написанном православным священником, не мог не прозвучать мотив обретения веры, которая дороже, чем все земные богатства. Нина, идя по вечерней зимней улице, видит небольшую часовенку и впервые за много лет прикладывается к иконе на аналое… Работа актрисы Корины Муаз – редкий в современном кино пример развития образа: из лощеного, с безупречным макияжем и маникюром карьерного “бульдога” в начале фильма ее героиня трансформируется в раздавленную, больную, но не сломленную женщину. Только теперь Нина будет черпать свои силы из другого источника.
В заключение – о том, почему картина так называется. Отец Нины Чофу когда-то подарил своему сыну Георге, без пяти минут семинаристу, точные часы, в которых использован 21 рубин. Это была у него единственная дорогая вещь. А наивный Георге часы проиграл привокзальным наперсточникам: очень уж тягостно ему было сознавать, в какую сумму обошлось семье его поступление в семинарию.
В результате Георге попал в полицию, где он попытался было найти управу на мошенников. А полиция оказалась с бандой “в доле”, еще и штраф выписала. Что и стало последней каплей: доведенный до невыносимого стресса парень, судя по всему, прыгнул под поезд.
В финале картины Нина приносит отцу в больницу подарок те самые (или точь-в-точь такие же) часы, которые почти четверть века назад проиграл бедолага Георге: она долго искала их в интернете. Старик начинает что-то вспоминать: “Вот хорошо, а то я все думал: куда же они запропастились?” Может, память у него постепенно и восстановится. Нина плачет, прижавшись к папе, как когда-то в детстве…
Что же, зато теперь никто не помешает Нине закончить свой сценарий, или рассказ, или роман. Сейчас у нее много времени, ничто ее больше не отвлекает – ни карьера, ни семья. Ведь ничего этого у нее больше нет. Да, придется основательно поработать над текстом. Это ведь искусство, как-никак, а не следственное дело. Впрочем, если бы все дела разрешались по справедливости, тогда искусство людям, может быть, и не понадобилось бы…
Юлия ХОМЯКОВА
«Экран и сцена»
№ 5 за 2024 год.