Время мини-опер

Сцена из оперы “Голова профессора Доуэля”. Фото В.ИВАНОВА

Сцена из оперы “Голова профессора Доуэля”. Фото В.ИВАНОВА

На малой сцене концертного зала “Зарядье” состоялся вечер камерной вокальной музыки – были показаны две оперные премьеры Татьяны Чудовой (1944–2021) в постановке Елизаветы Корнеевой. В этом году традиционный концерт проекта “Музыка нашего времени”, которым уже несколько лет руководит пианистка и аккомпаниатор Карина Погосбекова, стал частью фестиваля “Приглушенные голоса”. Этот международный проект организации Lyrica Classic нацелен на поддержку и признание женского вклада в классическую музыку. Помимо пропаганды творчества женщин-композиторов, организаторы фестиваля уделяют особое внимание жанру камерной оперы. В фокусе первого отделения этого вечера оказались два сочинения Татьяны Чудовой, известного композитора и педагога, ученицы Тихона Хренникова. В поздний период своего творчества Чудова успешно работала в оперном жанре, обращаясь за сюжетом не только к повестям и романам мировой литературы, но и к письмам известных людей. В феврале на фестивале состоялась мировая премьера ее оперы “Русские женщины” о женах декабристов, прозвучавшей в московском Доме музыки вместе с премьерой одноактной оперы “Кабильдо” американского композитора Эми Мерси Бич. Сюжет последней повествует о колониальной тюрьме в Новом Орлеане, из которой при загадочных обстоятельствах сбежал известный пират Пьер ЛаФитт.

В программу концерта в зале “Зарядье” попали моно-мини-опера “Сон Татьяны” по роману Пушкина “Евгений Онегин” для меццо-сопрано, квинтета и электронного звука, написанная в 2020 году, и фантастическая моно-мини-опера по мотивам одноименного рассказа Беляева “Голова профессора Доуэля” для баса и фортепиано (2015). Жанр монооперы восходит к XVIII веку, когда создавался “Капельмейстер” Чимарозы, и тогда же стали популярны мелодрамы – сопровождаемые музыкой музыкально-театральные произведения для одного или двух актеров. Моноопера активно развивалась в XX веке, когда были написаны такие произведения как “Человеческий голос” Пуленка и “Ожидание” Таривердиева. В XXI веке жанр истончился, и родилась моно-мини-опера, где в качестве оркестра выступает камерный ансамбль нетрадиционного состава или даже один-единственный инструмент. Зачастую он не только аккомпанирует вокалисту, но и оттеняет его, отводит на задний план, перехватывая инициативу, как можно слышать в операх Татьяны Чудовой.

Постановщица Елизавета Корнеева столкнулась с определенными трудностями на крошечной сцене, так как придумала использовать в “Сне Татьяны” громоздкую мебель. Нагромождение предметов, с одной стороны, очень мешало героиням (хореограф Виктория Михайлец ввела в действие вторую Татьяну, исполняющую пластические этюды), с другой стороны, мебельный сумбур помог колоритно представить голоса страшного сна: истеричную скрипку Аяко Танабэ, меланхоличную арфу Ольги Зайцевой, философствующую флейту Малики Мухитдиновой, напористое, как барабанная дробь, фортепиано Карины Погосбековой, мрачные ударные Елисея Дрегалина и вездесущий электронный звук. Мощный голос Александры Ковалевич (ведущая солистка театра “Геликон-опера”) оставался уверенным и твердым среди хаоса происходящего вокруг.

Во второй опере блеснул бас Денис Седов (приглашенный солист многих зарубежных оперных домов). Двадцатиминутная опера “Голова профессора Доуэля” предполагает почти постоянное присутствие на сцене антагониста главного героя, которому композитором не дано слов, но режиссером “прописаны” всякие манипуляции с приборами, доставляющие муки Доуэлю. Партия профессора построена как бесконечный монолог собирательного оперного персонажа, попавшего в ловушку. Сначала он рассказывает свою историю, а затем поет длинную арию загнанного зверя, и не заканчивает петь, а как бы затухает – не от бессилия, а по прихоти хитрого коллеги.

Во втором отделении настоящий фурор произвела солистка Большого театра, меццо-сопрано Александра Дурсенева, представлявшая премьеру вокального цикла Юрия Буцко “Две сказки” (1996) на стихи Бунина “Уж как на море, на море” и “Аленушка”. Певица нарядилась в огромное летящее эстрадное платье и украсилась нитками бус, изображая Аленушку, которая отправилась в лес после попойки с отцом, развела там костер, и после этих событий никто девушку больше не видел. В какой-то момент, когда зрители напряженно следили за судьбой Аленушки, певица достала из-под платья бутафорский топор и направилась по проходу к выходу из зала.

Опус Буцко гармонично обрамляли два редко звучащих сочинения – “Песни Ахматовой” Джона Тавенера – их исполнила сопрано Юлия Петрачук, и пять песен из “Русской тетради” Валерия Гаврилина в исполнении сопрано Полины Шабуниной.

К ближайшим событиям феста “Приглушенные голоса” стоит присмотреться – 28 мая на сцене театра “Геликон-опера” пройдут премьеры мини-оперы-хоррор Алины Небыковой “Ждана” и одноактной оперы-хоррор Мисси Маццоли “Доказательство” в постановке Елизаветы Корнеевой.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена»
№ 5 за 2024 год.