Инакость не выкосить

Фото М.МОИСЕЕВОЙ

Фото М.МОИСЕЕВОЙ

От постановки Алексея Бородина пьесы Тома Стоппарда “Леопольдштадт” можно было ожидать эпического размаха, второго “Берега утопии”. Но новый спектакль художественного руководителя РАМТа лаконичен. Это четыре эпизода из истории одной семьи: в соответствии с ремарками над сценой высвечиваются огромные цифры: 1899, 1926, 1938, 1955. Место действия – вынесенный в заглавие район Вены.

“Леопольдштадт” – сложная пьеса, исторические детали здесь играют значительную роль для полноты понимания. В РАМТе Алексея Бородина так принято: не смотреть свысока, но звать за собой, тянуться к зрителю и через мысль, и через чувство: поэтому исторические отсылки здесь столь же важны, сколь необходима эмпатия, способность сопереживать.

Многочисленные герои, члены еврейской семьи Мерц – люди не знаменитые, не экстраординарные и больше походят на собирательные образы: перешедший в католичество успешный предприниматель Герман и его запечатленная Климтом жена Гретль (дуэт Евгения Редько и Виктории Тиханской), увлеченный наукой математик Людвиг (Александр Доронин), талантливая пианистка Ханна (Дарья Семенова), всеобщая еврейская мама Эмилия (Лариса Гребенщикова), добропорядочный доктор Эрнст (Александр Гришин) и его заботливая жена Вильма (Янина Соколовская), а еще дети, дети, дети… Поворотный круг медленно вращается, преподнося то один, то другой маленький эпизод. В этом доме тепло и безмятежно, хотя празднование Рождества могло оказаться чревато скандалами – но здесь не ругаются и не обижаются, только спорят на самые разные темы – от необходимости обрезания до будущего государства Израиль (как всегда у Стоппарда, в репликах много блестящего интеллектуального юмора). Члены семьи Мерц умеют жить вместе – и дело даже не в веротерпимости, а в принятии чужого выбора, в уважении к другой точке зрения – пусть и в сочетании с азартом перетянуть антагониста на свою сторону.

Уже в первой сцене пьесы и спектакля, посреди беззаботного праздника, полного надежд на грядущий счастливый век, звучат нотки тревоги, беспокойства за будущее. Раз за разом в разговорах поднимается тема идентичности: что такое быть евреем в Австрии – это ведь частный случай вопроса “что такое быть угнетенным меньшинством”, “что такое быть в меньшинстве”. Уязвленность проявляется и в визуальном решении, придуманном ушедшим в ноябре 2022 года постоянным соавтором Алексея Бородина Станиславом Бенедиктовым и доработанном художниками Виктором Архиповым и Лилией Баишевой. Предметный мир богат, но хрупок: изящные, тонконогие стулья, бокалы без вычурных узоров, маленькая, аккуратная елка. Вместе с эпохой будут меняться детали обстановки и, конечно, костюмы – художник Мария Данилова одела героев в элегантные костюмы и платья по моде.

Персонажи – представители народа без государства, живущие в государстве без народа – пытаются, каждый по-своему, изменить социальный статус: добиться успеха на научном поприще, разбогатеть, прославиться, перейти в другую веру, сражаться за родину на фронте. Они хотят встроиться в большинство, не предавая себя, не превращая свои традиции в экзотический аттракцион. Герман одергивает жену: седер – это, конечно, не обычный ужин, но не стоит воспринимать ритуальную трапезу как развлечение. Детям разрешают самостоятельно выбрать религию, но не позволяют водрузить на рождественскую елку звезду Давида.

Герои апеллируют, как к образцу для подражания, к своим знаменитым современникам – особенно часто к выросшему в Леопольдштадте Зигмунду Фрейду. А молодой австрийский драгун Фриц (Даниил Шперлинг) одним махом, грубой выходкой разрушает иллюзию возможности выбраться из существующего в коллективном сознании “гетто”. Наглый, самоуверенный, ютящийся в пошло обставленной комнатке, он чувствует себя хозяином жизни – и будущее, как пел юный нацист в мюзикле “Кабаре”, конечно, принадлежит ему.

В начале века люди не стремятся изменить общество, только свое место в нем – в этом их упрекает следующее поколение, поколение тех, чья молодость выпала на Первую мировую и годы становления новой страны. Энергичная Нелли (Александра Розовская) поддерживает социалистов, с которыми демократическое республиканское правительство не слишком церемонится – подавляя очередную политическую акцию, они убили ее мужа.

В третьей части огромный дом сжимается до тесной квартирки, а тревога звучит уже не отдаленным отголоском, а во всю громкость, резкими аккордами прорезая диалоги (композитор – Александр Девятьяров). К перепуганной семье приходит закутанный в пальто человек (Алексей Бобров), надвинувший шляпу на глаза, прячущий лицо – кто он, откуда, почему имеет право гнусно унижать присутствующих?.. У него нет имени, нет звания – в программке сказано: “Гражданский”. Он не может нормально разговаривать, только рявкает и угрожает, он хрипит – его голос, как и его идентичность, отданы государству фюрера. Он глумится, упиваясь властью, и требует сопровождать эту чудовищную сцену светлой, радостной мелодией “На прекрасном голубом Дунае”.

Англичанин Перси (Максим Керин) уговаривает свою невесту Нелли с ее маленьким сыном Леопольдом немедленно уехать из Австрии, с восторгом отдавшейся нацизму. Он повторяет: “Будет хуже, будет хуже, будет намного хуже!” – но никто не хочет в это верить. На календаре 1938-й, катастрофа только на пороге.

Фото С.ПЕТРОВА

Фото С.ПЕТРОВА

В последней части спектакля об ужасах концлагеря говорит Натан (замечательная работа Александра Девятьярова) – вернее, не говорит – он кричит, он вопит, он воет, он весь болит, вдруг срываясь с места, бегает по сцене, резко кидаясь из стороны в сторону под режущим глаза ярким светом прожектора. Он рушит размеренный, “человеческий”, “нормальный” ритм спектакля – потому что ничего из рассказанного ранее нельзя сравнивать с этим экзистенциальным опытом, ничего нельзя поставить вровень. Короткий монолог Натана вызывающе неуместно комментирует Лео (Иван Юров) – высокий, кудрявый, довольный жизнью англичанин, похожий на самого Тома Стоппарда (ведь “Леопольдштадт” – история отчасти автобиографическая). Получив новую, очень “удобную”, идентичность “в подарок” от отчима-англичанина, он не интересовался прошлым и воспринимает приглашение в гости от случайно встреченной тети Розы (точная в каждом жесте Мария Рыщенкова) как интересное приключение.

Идентичность и память крепко связаны – без одного нет другого. Каждый человек имеет право решать, что помнить и что забывать. Но на эту частную сферу любит посягать государство: так и австрийцы, не пожелав принять неудобную правду, придумали сладкий миф о своем гостеприимстве и мультикультурности, о своей столице – городе штруделей, шницелей, оперетт, вальсов, моцарткугелей и кофе со взбитыми сливками. Эту небылицу вскоре, но уже за хронологическими рамками спектакля, разобьет вдребезги венский акционизм, во весь голос крича о ее лжи, радикализируя искусство до крайностей в надежде хоть так достучаться до людей, под глинтвейн предающихся фальшивым воспоминаниям о старой-доброй Австрии, невинной жертве нацизма.

Лео вспоминает, как поранил руку, со страху уронив чашку в этом самом доме, где сейчас так беззаботно размышляет о том, что ему и без прошлого неплохо живется – и вдруг возвращается его детство, а затем и вся большая семья Мерц шумно, шутя и улыбаясь, заполняет сцену. Они почти замирают, счастливые, полные надежд, как для общей фотографии, которой будут любоваться спустя много-много лет, стараясь припомнить, кто есть кто. Суровые подписи делает Роза, лаконично называя причину смерти каждого: самоубийство, бомбардировка, рак, марш смерти, Аушвиц, Аушвиц, Аушвиц.

Лео осознает, что его прошлое – только его, личное, неотъемлемое. И его теперь никто не отберет. Он становится рядом со своей семьей.

Зоя БОРОЗДИНОВА

«Экран и сцена»
№ 13-14 за 2023 год.