
Сцена из спектакля «Вафельное сердце». Фото предоставлено фестивалем
Перед входом в Музейный парк Политехнического музея шумела огромная очередь. Народ волновался, хватит ли мест. За двадцать минут до начала было объявлено, что сидячие места в амфитеатре закончились. С такого аншлага в начале июля стартовал IV фестиваль «Территория.Кидс». Его обширная (50 событий на четырех площадках) программа в этом году вошла в московский марафон «Театральный бульвар».
Загодя изучая афишу, с удовлетворением констатируешь, что организаторы верны идее мультижанрового фестиваля-школы современного искусства для детей. Радуешься разнообразию программы, сочетающей традиционные спектакли драматических театров и театров кукол с концертами, перформансами, лабораториями и мастер-классами. Единственное, что тревожило воображение критика, за плечами которого многолетний опыт летних впечатлений от фестивалей на пленэре, это мысль об извечной непредсказуемости мероприятий, их зависимости от неофициальной организации, так называемой «небесной канцелярии». Забегая вперед, скажем, что эта институция дала добро всей «Территории.Кидс». Исключением стал лишь предпоследний вечер, его участники – выпускники Мастерской Виктора Рыжакова Школы-студии МХАТ не только раскрыли «Секрет би-дуби-бу» (так называется их музыкальный спектакль), но и азартно спели на бис, восхищенные зрители аплодировали и фотографировали действо под проливным июльским дождем.
Открывали фестиваль «Вафельным сердцем». Режиссер спектакля – арт-директор «Территории.Кидс» Юлия Пересильд призвала на помощь сокурсника-кудряша, испытанного партнера и композитора Павла Акимкина. Он автор музыки к спектаклю, слова песенок сочиняли вместе.
В центре сцены – дощатая коробочка, напоминающая детскую книжку-раскладушку. Как по волшебству, коробочка превратится в кораблик с мачтой, и на берег сойдет экипаж. Трио музыкантов аккомпанирует и при необходимости подает нужные реплики рассказчикам. «Вафельное сердце» норвежской писательницы Марии Парр – повесть о дружбе мальчика Трилле и девочки Лены – лишь повод для бенефиса Юлии и Павла, двух закадычных друзей. Неслучайно в процессе вольного пересказа сюжета исполнители будут звать друг друга по-свойски – «Сергеевна» и «Владимирович». Они изобразят лихих старичков-клоунов, вспоминающих молодость и решивших тряхнуть стариной.
Жизнерадостные персонажи спустятся со сцены в амфитеатр, чтобы предложить публике незамысловатую, но увлекательную игру. Трудно описать восторг юных зрителей, получивших возможность вскочить со своего места, прицелиться и попасть мячиком в сачок. Артисты вернулись на сцену, а дети продолжили игру, закралось опасение, что продолжить спектакль не удастся. К счастью, утихомирить непосед удалось, и зрелище благополучно завершилось.
Вход на все мероприятия «Территории.Кидс» свободный. Ажиотаж связан с уникальной доступностью программы, шансом увидеть вживую известных артистов, приобщить своего ребенка к искусству. Но, вглядываясь в лица зрителей, готовых смотреть спектакли стоя, невольно думаешь о дефиците стоящих (извините за тавтологию) театральных событий. Таких, к примеру, как «Евгений Онегин. Ей-богу, сцена из романа» Елены Морозовой.

Елена Морозова в спектакле «Евгений Онегин. Ей-богу, сцена из романа». Фото предоставлено фестивалем
Сцена на Чистопрудном бульваре развернута к непривлекательному новоделу – фасаду велнес-клуба. Рядом расположились шезлонги, импровизированные беседки и жардиньерки, уже привычная «красота», которую душа не принимает. Грустные мысли нарушает эксцентричная дама в белой тунике и черной шляпе с прозрачными полями. Она врывается на подмостки и с места в карьер начинает читать «Онегина». Из всей «воздушной громады» отобраны нехрестоматийные фрагменты. Отсутствуют письмо Татьяны, а также письмо Онегина, дуэль проиллюстрирована аудиоцитатой из оперы Чайковского. «Убит? – Убит». Композиция включает полностью лишь 7 главу, но коллаж из отрывков, ее окружающих, образует стройную драматургическую основу.
Эта основа обнаруживает собственные открытия актрисы в любимом ею пушкинском романе в стихах, ей необходимо поделиться с нами, зрителями, своими находками. В то же время Елене Морозовой как режиссеру исключительно важно найти такой способ существования на сцене, в котором не было бы и намека на пафос, ложную выразительность. Принципиальными в моноспектакле становятся знаки сегодняшних реалий, внезапные переходы на речитатив рэпа. А также самоирония и ирония по отношению к веренице персонажей, оживающих на глазах публики. Вот забавная ключница Агафья, с нежностью вспоминающая, как барин «кофий кушал» и «со мной <…> надев очки, играть изволил в дурачки». Вполне современными жеманницами выглядят «младые грации Москвы». На столике с нехитрым реквизитом лежит бейсболка – так обозначен в спектакле вневременной образ Онегина, модника и повесы.
Главный аксессуар актрисы – белый шелковый шарф. Он взлетает, вьется, струится, превращаясь из детали бального туалета в «пухлую пелену», «морозную пыль». За легкостью, непринужденностью общения с залом отчетливо ощущаются подлинные культура и интеллигентность Елены Морозовой. Ничуть не удивилась, узнав, что работать над отрывком из «Онегина» она начинала еще в Школе-студии МХАТ вместе с Виталием Яковлевичем Виленкиным. «Он показал мне, сколько у Пушкина юмора», – признавалась актриса.
Елена Морозова вместе с мамой, диктором, телеведущей Диной Григорьевой и дочерью Авророй приняли участие в новом проекте фестиваля «Семейные разговоры». «Разговорам» отвели Водную сцену на Патриарших прудах. Попасть в зрительские ряды на острове оказалось непросто. Тому, кто не успел зарегистрироваться или стать победителями розыгрыша в телеграм-канале «Театрального бульвара», пришлось расположиться на берегу, прямо на траве.
Модератор проекта – продюсер Ринат Синдиков выступает в роли интервьюера (зрителям предлагали заранее прислать свои вопросы). Ответы родителей и детей опровергали многие досужие мифы. Природа вовсе не обязательно отдыхает на чадах, дар может быть передан по наследству. Все участники проекта – тому убедительный пример. Как, скажем, семья Золотовицких, вырастившая двух сыновей-режиссеров Алексея и Сашу. Их спектакли в одном только прошлом сезоне украсили афишу РАМТа, «Шалома», Театра на Таганке.
Евгения Симонова и Зоя Кайдановская на протяжении всей встречи подтрунивали над собой. Шутливый тон рассказов о школьных двойках сближал сцену и аудиторию. Но постепенно зрители оказывались под обаянием истории дружной семьи, дома, в котором постоянно звучала музыка. Дома, где все любили, по выражению известного ученого, нейрофизиолога Павла Васильевича Симонова, «кучковаться», собираться за большим столом, отмечать праздники. «Мы сейчас споем английские рождественские псалмы», – объявила Евгения Павловна. Вместе, на два голоса, они с Зоей спели Holy night и еще несколько менее знакомых хоралов, придав всему вечеру возвышенное настроение.
Завершал программу фестиваля Поэтический слэм на Чистопрудном бульваре – состязание юных стихотворцев (преимущественно участников студии Центра Вознесенского). Организаторами и ведущими баттла (выбирать победителей должны были зрители) стал семейный и творческий тандем Екатерины Троепольской и Андрея Родионова, хорошо известный как ценителям поэзии, так и знатокам театра. В завершившемся сезоне их панк-кабаре «Философия другого переулка» в театре «Среда 21» – несомненное событие, поразившее смелостью формы и содержания.
В программе первой «Территории.Кидс» важным проектом стала «Семейная реликвия», увлекательный вербатим, сочиненный внуками о детстве бабушек и дедушек под руководством команды режиссера Филиппа Гуревича (идея принадлежала Марфе Горвиц). На нынешнем фестивале был показан спектакль «Семья моими глазами», сыгранный подростками, участниками лаборатории сторителлинга.
«В начале жизни школу помню я». Детям, попавшим на мастер-классы под руководством талантливых педагогов-художников в ММОМА на Петровке, юной публике бульварных (в самом хорошем смысле) зрелищ наверняка запомнятся уроки «Территории. Кидс».
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
Август 2025 года