Подари мне крылья

Сцена из спектакля «Изобретение. Сон Да Винчи». Фото  Е.БАЛАНДИНОЙ

Сцена из спектакля «Изобретение. Сон Да Винчи». Фото Е.БАЛАНДИНОЙ

Первая Международная школа кукольников имени С.В.Образцова собрала 36 участников из России, Беларуси, Армении, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Ливана, Ирана, Иордании и Мексики. Молодые актеры слушали лекции Екатерины Образцовой, Николая Наумова, Виктора Никоненко, посещали мастер-классы по сцендвижению, сценречи, кукловождению и изготовлению театральной куклы. И за три недели подготовили два спектакля. Два спектакля о творении.

«Миф о Земле» режиссера Анны Викторовой начинается в полной темноте, зрители пробираются в пространство Арт-клуба почти наощупь. Первое, что проступает из мрака: девушка в маске плавно двигается, в ее руках появляется шар, закручивающийся по причудливой траектории. Мир создается в космосе на наших глазах.

Мифы Древней Греции – благодатный материал для театра кукол: одни персонажи носят крылья, другие перерезают нити судьбы. Крылья не приносят счастья ни людям, ни богам – ни Икару, ни Амуру. Первый погибает, почти достигнув Солнца, второй смертельно влюбляется в Медузу Горгону, каждая змея на голове которой – отдельная кукла. Три мойры перерезают нити не у марионеток, что было бы ожидаемо. Нити тянутся по прямой из кулисы в кулису, по ним передвигаются люди – это куклы на балансе, подобная система работала в «Деревне канатоходцев» Яны Туминой. И разрыв нити жизни сопровождается бесшумным и безмолвным, но сокрушительным падением, потому что исчезает не вертикаль, а горизонталь, путь.

Викторова складывает античный мир из этюдов – разнообразных и по-разному ценных. Музыкальное оформление – от неоклассики и Майкла Наймана до ритма дискотек и непременного сиртаки – разбивает спектакль на серию отдельных миниатюр. Связующим персонажем становится малыш-циклоп. Маленькая мимирующая кукольная голова прорывается сквозь мятый крафт и трогательно зовет маму. К нему так никто и не выйдет.

Мир в театре кукол создается из крафта и полиэтилена. Его населяют люди, маленькие куклы в руках богов. Не всегда понятно, кто из богов сейчас отвечает за людей, но это и не так важно. Кажется, никакая из высших сил не желает землянам ничего хорошего. Они же такие вкусные: дважды возникает сцена буквального поедания кукол людьми. Первая – в теневом исполнении, во второй планшетные куклы отправляются в рот пары артистов, оставляя на их лицах красные следы.

Боги выбирают из всех законов природы наименее гуманные. Маленьким трудно быть независимым, а сплотившись, легко потерять индивидуальность. Так, в одной из миниатюр отдельно существующие лица, похожие на героя «Крика» Мунка, соединяются в единый силуэт, в нем узнается фигура быка. Как мы помним из мифов, ничего хорошего это не сулит.

«Изобретение. Сон Да Винчи» – уличный спектакль, сыгранный в Образцовпарке. Энергичный, ансамблевый, по-хорошему дворовый – все, как любит Борис Константинов. Режиссер ценит телесное соприкосновение с землей, его не пугают грязные пятки, обаятельные у детей и актеров.

Имя главного героя на афише важно: он должен быть узнан зрителями еще до появления на площадке знаковых картин и машин. Здесь его зовут Лео. Так его любовно называет темпераментная мама, стоящая на балконе, баюкающая в руках подушку. Сына поднимают к матери, он разрывает подушку, и на молодого художника и изобретателя вываливаются перья. Они пригодятся, ими можно писать, с их помощью получится разобраться в конструкции крыла и самой возможности полета. А вот подушка – лишняя: жителям этого мира не дано ни минуты покоя. Только полная изможденность, и тогда остается лишь упасть на голую землю. Покоя не знает и местная фауна – кот и курица, сыгранные покорными перчаточными куклами, отправляются в полет с помощью парашюта и катапульты. Благодаря доброте создателей все остаются живы.

Бешено ведет себя горностай: он не способен спокойно сидеть, позируя для знаменитого портрета, считает своим долгом укусить каждого, кто попадается ему на пути. Перчаточная кукла с растопыренными упругими лапками выгибается, когда чувствует ласку, и сжимается в готовности к прыжку, вызывая одновременно умиление и страх.

В репертуарном спектакле ГАЦТК «Кто убил Фриду Кало», идущем в этом же пространстве, Константинова увлекает «данс макабр», в учебной фантазии о другом художнике – «анима аллегра». Хотя иногда довольно сложно отличить одно от другого, и в новой работе режиссера все пускаются в пляс в сопровождении музыкальных инструментов, сделанных из черепов.

В финальной сцене Лео выбегает на площадку с огромными крыльями, другие исполнители – с привязанными к ногам камнями. Груз не кажется непреодолимым препятствием, приземленность, как ни парадоксально, придает персонажам сил. Лео оставляет крылья в стороне и раскачивается на деревянной балке, как на качелях. И здесь не просто трюк, здесь настоящий полет. Руки дрожат, ноги сводит, но это полет. Кстати, отличная метафора любой подобной профессиональной школы.

Алексей ГОНЧАРЕНКО

«Экран и сцена»
Август 2025 года